На транспортном рынке Турции дилетанты не нужны

shutterstock_78576610

В связи с сократившимся потоком грузов в Россию, предприниматели и представители властей заговорили о поиске новых рынков. Возможности европейского рынка уже давно исчерпаны, поэтому предлагается искать новые рынки в Африке и Азии. Взгляды многих предпринимателей устремились в Турцию. Это густонаселённое государство (численность его населения составляет примерно 80 млн человек) производит и экспортирует большое количество товаров и продуктов.

Президент Литвы Даля Грибаускайте посетит Турцию с официальным визитом в начале декабря. Она планирует принять участие в деловом форуме, который будет проходить в Стамбуле. Правда, в официальной части программы форума намечена презентация поезда «Vikingas» и туристических услуг в Литве. Вопрос об автомобильных перевозках должен решаться по инициативе самих предпринимателей. На государственном уровне он не будет обсуждаться.

В данное время в Турции насчитывается около 120 тыс. транспортных компаний, поэтому зарубежных перевозчиков здесь не ждут. Об этом свидетельствует порядок выполнения перевозок, с которым перевозчики сталкиваются в этой стране.

Потоки грузоперевозок увеличиваются

О том, что Турция – очень привлекательный рынок, говорит тот факт, что в последнее время на этом рынке появляются всё новые игроки. Это не только мелкие перевозчики, но в том числе и крупные транспортные компании из Восточной Европы. Надеяться на то, что будет много транзитных грузов, не следует.  Основную часть турецкого экспорта составляют продукты питания. Между тем импорт в Турцию очень незначительный. Если из Литвы ехать за грузом в Турцию, то в лучшем случае он отправится в одну из Балканских стран. Во время одного рейса Литва – Турция – Литва перевозчикам иногда приходится «накручивать около 1 тыс. «пустых» километров.

«Работы на турецком рынке хватает, но вместе с тем уплотняется конкуренция. Этот рынок завоёвывают крупные словацкие и польские компании. Несмотря на предпраздничный сезон перевозок, маржа резко сократилась», – об особенностях перевозок в Турцию говорит Сигитас Жилюс, руководитель UAB «Simatra».

Сигитас Буйнаускас (его частное предприятие также занимается перевозками в Турцию) отмечает похожие тенденции. «Конкуренция значительно возросла. Перевозками в Турцию начал заниматься один крупный литовский перевозчик. Заметно увеличилось число латышских, эстонских, украинских автомобилей, направляющихся в Турцию».

Перевозчики согласились поделиться другими тонкостями, о которых нужно знать перед тем, как начать работу на турецком рыке. Некоторые из них не обрадуют, между тем другие могут послужить хорошим примером.

С. Жилюс отмечает, что дорога в Турцию и обратно будет долгой. Средняя скорость движения – примерно 50 км/ч. Те, кто работает в Западной Европе, привыкли к другим темпам перевозок. Оплата за перевозку производится в течение 30 – 60 дней после доставки груза.

По пути в Турцию ожидают опасности, особенно на дорогах Болгарии и Румынии. Нужно остерегаться краж топлива и грузов. Особое внимание следует обратить на выбор площадок для отдыха. Уровень коррупции невероятно высокий. Сотрудники таможни, пограничной службы, дорожной полиции или транспортной инспекции могут попросить у водителей взятку без угрызений совести. В тоже время, если говорить о коррупции и безопасности, Турция более «цивилизованная» страна, чем Болгария или Румыния.

Мест для экспедиторов в Турции нет

Тех, кого мы в Литве называем экспедиторами, в Турции называют транспортными агентами. Деятельность этих агентов строго регламентирована. Счёт за перевозку может выставить только перевозчик. Он получает оплату и выплачивает транспортному агенту его комиссионные за найденный груз. Перевозчику всегда известно, какой процент прибыли получает агент.

С одной стороны, такая система противоречит законам свободного предпринимательства. Но с другой стороны, в ней есть свои преимущества.

«Такой порядок не так сильно искажает рынок. Деньги за перевозку получает перевозчик, они не оседают в карманах сомнительных экспедиторов, оплата по вине посредника не задерживается», – говорит С. Жилюс.

Трёхсторонние разрешения, граница, транспортная инспекция

С. Жилюс немного разочарован тем, что для перевозок в Турцию литовские перевозчики получают всего 200 трёхсторонних разрешений в год. Он не скрывает, что такого количества разрешений не хватит даже его предприятию. Ситуацию усугубляет турецкая транспортная инспекция – это учреждение истолковывает трёхстороннее разрешение так, что перевозки становятся возможными только из Турции в Литву. И это ещё далеко не все проблемы.

С. Буйнаускас, говоря о трёхсторонних разрешениях, рассказывает о других тонкостях работы: «Литве выдаётся 200 разрешений в год. Раньше их выдавалось ещё меньше. Нашему предприятию нужно, по крайней мере, вдвое больше. Мы вынуждены тесно общаться с грузоотправителем и грузополучателем, чтобы они правильно заполняли документы и вносили в них только литовские компании. Практически мы можем выполнять перевозки только из Турции в Литву».

Если в ваших грузодокументах будет значиться ещё хоть одна страна, кроме Турции и страны грузополучателя (если перевозка осуществляется на транспортном средстве с литовскими номерами – это должна быть Литва), у вас сразу же потребуют трёхсторонне разрешение, которого, скорее всего, у вас не будет. За это грозит штраф в размере 3 тыс. евро.

Можно добиваться справедливости в суде, но вряд ли это поможет. «Судебная система этой страны очень неблагосклонна к иностранцам. После первого суда у вас пройдёт всякое желание судиться ещё раз», — отмечает С. Жилюс.

Кстати, турецкие трёхсторонние разрешения предназначены только для экспорта из Турции. Въезжать в эту страну, соединяющую Европу с Азией, придётся пустым. Для импорта требуется отдельное разрешение.

Топливный бак у вас тоже проверят. Количество находящегося в нём топлива должно не превышать 550 литров. Если топлива будет больше, придётся заплатить налоги. В настоящее время в Турции цена на дизельное топливо превышает 1,5 евро за литр. Поэтому нужно подумать о том, чтобы разрешенного количества топлива хватило бы, по крайней мере, на обратный путь до Болгарии, где топливо дешевле на 30 евроцентов.

И это ещё не окончательный список преград. Если вы были в Турции летом в качестве туриста, вам виза не требовалась. Водитель грузового автомобиля за въезд в эту страну обязан заплатить 150 евро (виза действительна на год).

На границе тоже свои проблемы. Если вдруг между Турцией и Болгарией возникнет очередной вооружённый конфликт, в очереди на границе можно простоять непредсказуемое время. Конечно, в Турцию ведут и другие пути, не только через Болгарию, но все они во время таких конфликтов переполнены и не очень-то выручают.

«В данное время в приграничной зоне проблем, связанных с разногласиями между государствами, нет, но очереди всё равно большие. Тем не менее, ситуация может измениться в любой момент, обстановка в этом регионе всегда непредсказуема», — говорит С. Жилюс.

Турки в Европе или европейцы в Турции?

Транспортный парк турецких перевозчиков очень большой. Однако значительное число транспортных средств изношено и не соответствует современным стандартам эмиссии. Владельцы таких транспортных средств не могут конкурировать на дорогах Европы, поэтому ограничивая выдачу разрешений на импорт и экспорт, Турция таким образом охраняет свой рынок и обеспечивает своим перевозчикам возможность отправляться в Европу.

По мнению С. Жилюса, перевозки в Турцию – это огромный потенциал ещё неиспользованных возможностей. Двусторонние отношения между государствами действительно хорошие. Можно пытаться договариваться о более благоприятных условиях для литовских перевозчиков. В Турции работает много заводов, обеспечивающих своей продукцией жителей Европы, поэтому грузы тоже есть.

Больше инициативы должен проявлять и Европейский Союз. На уровне всего ЕС с Турцией не заключены договоры, регламентирующие порядок перевозок. Каждое государство-член союза проводит самостоятельные переговоры. Как отмечает С. Жилюс, политика Турции ориентирована на перевозчиков, но не на производство или экспорт турецкой продукции. Он надеется, что в будущем это положение изменится, и иностранным перевозчикам работать на этом рынке станет легче. Он не сомневается, что если врата турецкого рынка откроются и для литовских перевозчиков, то Турция станет действительно важным торговым партнёром Литвы.

На вопрос, попала бы Турция в первый десяток крупнейших зарубежных рынков (исходя из её нынешнего потенциала в сфере автомобильных перевозок), если бы открыла свой рынок для литовских перевозчиков, С. Буйнаускас ответил коротко, но ясно: «Несомненно».

До визита Президента Литвы в Турцию остаётся месяц. Трудно поверить, что план рабочего визита Д. Грибаускайте изменится. Тем не менее, транспортное сообщество надеется на то, что встреча высших литовских и турецких руководителей укрепит двусторонние отношения между государствами и поможет создать рабочие комиссии, которые найдут подходящий ключ к дверям турецкого рынка, и транспортникам не придётся пробираться на него через окно.

Комментарии

Hvics Oleg 2014-11-07 17:01

Kakie vooruzenie konflikti?

Hvics Oleg 2014-11-07 16:56

A kogda eto Turcija voevala s Bolgariej? Cto za gluposti....?


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0