Нерешённая головоломка с германским техосмотром

Avarija-vilkikas-aplinkkelis-04

В начале июля всё транспортное сообщество обрадовалось известию о том, что после дискуссий, продолжавшихся примерно полтора года, наконец-то было найдено решение, как грузовые автомобили, работающие по долгосрочным контрактам в Европе, могут без визита на станцию ТО в Литве сохранить разрешение на участие в дорожном движении. Министерство транспорта и коммуникаций и Государственная дорожно-транспортная инспекция договорились с немцами о том, что литовские машины могут выполнять техосмотр на станции ТО в Эрфурте. В конце августа было объявлено, что зарегистрированные в Литве грузовые автомобили могут заезжать на 235 станций ТО, расположенных в основных регионах Германии: Баварии, Баден-Вюртемберге, Гессене, Тюрингии, Шлезвиге-Гольштейне, Зарланде, Мекленбурге-Померании, а также в городах Гамбург и Нидерзаксен. Однако первые сообщения о том, как немцы выполняют техосмотр, приводят в недоумение. И вот почему.

«Точность попадания» 94 проц.

Как только у литовских владельцев грузовых автомобилей появилась возможность выполнять техосмотр на территориях стран Европейского экономического сообщества, станции ТО Германии, которая стала первой страной, согласившейся принимать на техосмотр автомобили с иностранной регистрацией, посетили более 200 грузовых автомобилей с литовскими номерами. Однако специалисты, увидев результаты немецкого техосмотра, взялись за головы.

Ramunas Velavicius

«В первую очередь нас поразил факт, что из упомянутых нескольких сотен литовских автомобилей 94 проц. не получили никаких замечаний. У нас в Литве „фильтр“ техосмотра с первого раза преодолевает  примерно  62 проц. грузовых автомобилей. Конечно, можно предположить, что в Западную Европу перевозчики отправляют самую новую технику, которая ещё не успела износиться и находится в хорошем техническом состоянии. Однако эксперты говорят, что системе, по результатам которой техосмотр с первого раза проходит более 90 проц. автомобилей, доверять нельзя. В данном случае напрашивается вывод, что технический и квалификационный уровень этих 235 немецких центров ТО существенно отличается от наших, литовских», – говорит Рамунас Велавичюс, замдиректора компании по выполнению технических экспертиз «Transporto studija».

Кажется странным и то, что немцы, согласившиеся обслуживать грузовые автомобили с литовской регистрацией, не ставят наклейки техосмотра даже на автомобили, которые не удостоились никаких замечаний. Между тем на всех номерных знаках немецких автомобилей такие наклейки стоят. Создаётся впечатление, что немцы решили «расширить свой рынок» и дополнительно заработать на наших автомобилях, но не захотели брать на себя никакую ответственность.

Немцы «халтурят»?

При изучении документов, касающихся общеевропейского стандарта выполнения техосмотров, следует обратить внимание на некоторые моменты. Несмотря на то, что редакцию пакета документов Европейская Комиссия закончила во втором полугодии 2013 г., новая директива № 2014/45/ES «О выполнении периодического техосмотра моторных транспортных средств и прицепов» вступит в силу лишь в мае 2018 г. Это означает, что единая база данных и унифицированные протоколы техосмотра, которые будут признаваться и одинаково пониматься во всех государствах ЕС, появятся не раньше этого времени. На сегодняшний день даже в Германии, славящейся своим порядком, станции техосмотра выдают документы разных форм. И это при условии, что в документах стоит ясная отметка о том, что контролёры руководствуются директивой ЕС № 2009/40/ES. Если рассматривать выданные Германией документы более пристально, возникает вопрос, чем немцы занимаются: делают элементарные ошибки или «халтурят»?

IMG_6223IMG_6224

«В поправках к закону, вступивших в силу 1-го июля, говорится, что литовские станции ТО обязаны признавать свидетельства о выполнении ТО на территориях государств Европейского экономического сообщества (список компаний, имеющих право на проведение ТО, находится на сайте ГДТИ). Мы выполняем это требование, хотя нас приводит в недоумение факт, как свидетельства „успешно“ пройденного ТО могли получить автомобили с явными техническими недостатками – например, с недостаточной эффективностью работы тормозной системы. В некоторых протоколах ТО, которые мы получили из Германии и которые успели изучить, указано, что колёса всех трёх осей полуприцепа тормозят одинаково. Ни в жизни, ни по законам физики и механики так быть не может. Выходит, что эти результаты взяты„ с потолка“. Более того – согласно директиве ЕС, минимальная эффективность тормозной системы осей полуприцепа должна быть 45 проц., а немцы автомобиль с эффективностью 27,9 проц. считают пригодным к эксплуатации. Если бы литовский контролёр посчитал такую машину пригодной к эксплуатации, у нас бы неизбежно произошёл скандал, а лично у контролёра были бы крупные неприятности» – говорит Р. Велавичюс.

Пытаясь объяснить такие «трюки» немецких коллег, Р. Велавичюс предположил, что, скорее всего, работа тех немецких центров ТО, откуда были получены протоколы осмотра, неавтоматизирована, все данные вносятся от руки. Если это так, то в отличие от литовских станций ТО, появляется «человеческий фактор», т.е. возможность совершить ошибку.

В поисках здравого смысла

Как на такое положение вещей должны отреагировать перевозчики и литовские госучреждения, которые обязаны следить за безопасностью дорожного движения? Логика подсказывает, что и одни, и другие должны серьёзно задуматься, не станут ли эксплуатируемые за границей грузовики с литовской регистраций причиной ДТП. Всем известно, что любое ДТП стоит кучу денег, несметное количество мёртвых нервных клеток и уйму напрасно растраченного времени, поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы предупредить возникновение таких проблем.

Думает ли кто-нибудь об этом? Скорее всего, нет. Для перевозчиков главное, чтобы автомобили работали безостановочно – руководители некоторых транспортных компаний не в шутку говорят о том, что нашли с немцами «общий язык», поэтому все необходимые документы могут получить без особых затруднений. Литовская ГДТИ, в чьи обязанности входит контроль за работой центров ТО, должна подумать о командировании своих специалистов в Германию, чтобы они собственными глазами увидели, какие механизмы и какую методику техосмотра используют немцы при осмотре литовских грузовиков. Но вряд ли найдётся оптимист, который поверит, что возможно проверить все до одного из 235 центров ТО Германии. Когда число немецких станций ТО, где могут обслуживаться литовские автомобили, дойдёт до 500 (в настоящее время ведутся переговоры с сетью станций по техосмотру «Kus» о возможности включить в список ещё 150 станций ТО) – о каком-либо контроле придётся просто-напросто забыть.

«Поскольку нет никакой единой информационной системы и никаких более или менее строгих соглашений насчёт ответственности за качество техосмотра, остаётся надеяться на то, что результаты первых иностранных техосмотров – всего лишь недоразумение, которое не повлечёт за собой никаких серьёзных проблем на дорогах», – отметил директор «Transeksta» Гинтаутас Шледерис.

Сколько стоят «мелочи»

Самое интересное, что члены Сейма – судя по их публичным выступлениям – не видят в этом никакой проблемы, и требуют, чтобы специалисты по безопасности дорожного движения безоговорочно доверяли информации со слов водителей и содержанию всех предъявляемых ими документов. Напомним, что в пространстве Европейского экономического союза циркулирует несколько десятков различных шаблонов протоколов ТО, и все они заполняются на различных языках.

Между тем страховщики и юристы отмечают, что те перевозчики, которые получили формальные разрешения на участие в дорожном движении с очевидными техническими недостатками автомобилей, но закрыли на эти факты глаза, очень сильно рискуют.

e.cerniauskas

«С одной стороны, у водителя вроде бы не должно быть оснований не доверять официальным документам, выданным уполномоченными учреждениями. Если произойдёт какой-то инцидент, страховые компании будут обязаны покрыть ущерб. Но одно дело, если из-за упомянутой недостаточно эффективной работы тормозной системы полуприцепа во время аварии рассыпались, например, макароны – в этом случае ущерб относительно небольшой, и, скорее всего, страховщики не будут тратить время на поиски изначальных причин происшествия. Совсем другое дело, если из-за этого технического недостатка произойдёт авария, во время которой неисправный грузовик врежется в автобус с детьми…Я полностью уверен, что когда придётся решать вопрос, кто будет выплачивать миллионные компенсации родственникам жертв, страховщики докопаются до мельчайших подробностей. И если будут установлены ошибки или халатность контролёров – иск в порядке регресса обеспечен», – говорит эксперт по урегулированию страховых убытков Эгидиюс Черняускас.

Марюс Лятукас, сотрудник адвокатской конторы «Magnusson», в свою очередь отметил, что Правила дорожного движения строго запрещают эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и транспортных средств, не соответствующих требованиям их эксплуатации. Более того – согласно ПДД, водитель обязан наблюдать за состоянием своего транспортного средства на протяжении всей поездки. Факт наличия действительного талона техосмотра не освобождает водителей от обязанности участвовать в дорожном движении строго на технически исправном транспортном средстве.

«В судебной практике, когда решается вопрос о соответствии или несоответствии транспортного средства техническим требованиям, суд должен установить, произошло бы аналогичное ДТП, если бы транспортное средство было в технически исправном состоянии. Суд, решая вопрос о применении административной или уголовной ответственности, также принимает во внимание факт, насколько водитель знал и понимал основные требования безопасной эксплуатации транспортного средства, и мог ли он предвидеть, что его транспортное средство не соответствует этим требованиям», – отметил М. Лятукас.

Адвокат цитирует некоторые статьи Гражданского кодекса, в которых установлена ответственность за «ущерб, причиной которого стали источники повышенного риска». Транспортное средство является именно таким источником, поэтому в отношении владельцев транспортных средств установлена самая высокая степень ответственности, и она применяется независимо от степени вины лица, действия которого привели к ущербу. В данном случае ущерб должен быть покрыт вне зависимости от того, было ли транспортное средство технически исправным или нет. Избежать выполнения этой обязанности можно лишь в том случае, если удастся доказать, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или преднамеренных действий потерпевшего лица.

Marius Liatukas

«Закон ОСАГО даёт право страховщику, выплатившему страховую выплату, требовать её возврата у лица, которое непосредственно несёт ответственность за причинённый ущерб – в особенности, если это лицо управляло технически неисправным транспортным средством, эксплуатацию которого запрещают правовые акты, и если ДТП стало следствием эксплуатации такого транспортного средства. Очень трудно согласиться с утверждением, что сам факт наличия действительного документа техосмотра автоматически и неопровержимо отменяет право страховщика воспользоваться этим положением закона. Безусловно, в данном случае основное бремя доказывания правоты страховщика легло бы на плечи самого страховщика. Однако, следует не забывать о том, что перевозчики – профессионалы своего дела, и суды в их отношении также применяют более строгие стандарты внимательности, благоразумия и добросовестности. Поэтому очень большая вероятность того, что суд может принять решение не в пользу перевозчика, если будет установлено, что разрешение на участие в движении было выдано явно безосновательно (по ошибке или по другим причинам), если будет установлено, что технические параметры транспортного средства явно не соответствуют минимальным требованиям, а перевозчик знал (должен был знать) об этом факте, но проигнорировал его», – говорит адвокат М. Лятукас.

Сотрудник «Magnusson» также подчеркнул, что в каждом отдельном случае очень важно определить все обстоятельства, которые привели к ДТП, поэтому универсального «рецепта» в решении таких дел нет. Так или иначе, во избежание судебных разбирательств всем перевозчикам настоятельно советуем внимательно ознакомиться с информацией о техническом состоянии транспортных средств и подумать, на самом ли деле ваши автомобили находятся в исправном состоянии и соответствуют не только минимальным техническим требованиям, но и элементарным требованиям безопасности.

Комментарии

Bakša Žan 2015-09-28 08:47

Пройти в Германии ТО за "вознаграждение" не составляет проблем. Даже с выездом к клиенту )


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0