Особенности проверок перевозчиков на российской границе

forklift handling container box loading to freight train

В России есть популярный цикл кинофильмов под названиями «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки» и др. Как недавно выяснилось, проверка грузов на российской границе также отличается своими особенностями и определёнными нюансами. На форуме Cargo.LТ один из участников задал вопрос о том, кто должен оплачивать расходы за досмотр груза – перевозчик или заказчик? Поводом к вопросу послужила реальная ситуация, когда на МАПП «Бурачки» (латвийско-российская граница) автомобили одной компании были отправлены на платный досмотр, в ходе которого никаких нарушений не обнаружилось, но при этом перевозчику за досмотр пришлось заплатить ни много, ни мало – по 700 евро за одну машину. Редакция CargoNews.lt  решила помочь разобраться в этом вопросе.

Избежать досмотра невозможно

По словам представителя компании, машины которой попали под досмотр, избежать досмотра, если такое решение принял сотрудник таможни, невозможно. В данном конкретном случае перевозчику объяснили, что ему просто не повезло, так как автомобили к досмотру в произвольном порядке подобрал компьютер. В других случаях, если у таможенника возникнут какие-либо подозрения насчёт состава груза, помощь компьютера ему не понадобится. Как известно, придраться можно даже к столбу, что уж говорить о грузе, который может быть «подозрительно плохо упакован», «превышать допустимый вес» или выглядеть так, что его вид и данные в документах не совпадают.

Начнём с выяснения, что называется таможенным досмотром. В ст. 328 Таможенного кодекса Евразийского союза (ТК ЕЭС) говорится, что «таможенный досмотр – форма таможенного контроля, заключающаяся в осмотре товаров (в том числе транспортных средств), проводимых со вскрытием упаковки товаров или иным нарушением их целостности. Таможенный досмотр может проводиться с использованием технических средств. Таможенный досмотр проводится в целях проверки сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль». Тут вроде бы всё понятно.

А далее начинаются нюансы. Для того, чтобы груз был предъявлен к таможенному досмотру, его нужно выгрузить и распаковать, а после досмотра снова упаковать и погрузить в автомобиль. Когда речь идёт о двадцати тоннах, это превращается в сложный и дорогостоящий процесс. По словам представителя компании, у которой возникла эта проблема, теоретически в таких случаях у перевозчика есть два выхода: создать условия для досмотра своими силами или воспользоваться услугами другого субъекта. «Своими силами» означает, что в каждый рейс (ведь перевозчик не знает, когда именно и какой автомобиль попадёт под досмотр) перевозчик должен отправлять не только водителя, но и дополнительных сотрудников и определённую технику, чтобы в случае досмотра они помогли водителю с выгрузкой и повторной погрузкой груза, кроме того, вся эта «сборная» должна иметь разрешения для работы в России. Второй выход – воспользоваться услугами российских грузчиков, но их нужно будет либо вызвать заранее, чтобы не простаивать (опять-таки, это практически невозможно, так как никто заранее не знает, что груз пойдёт на досмотр), либо ждать (и простаивать), пока они приедут. В любом случае это связано с дополнительными расходами и дополнительной тратой времени.

Иными словами, на практике ни одна из двух теоретических возможностей не работает. Ни один перевозчик не будет собственными силами выполнять процедуру досмотра. Что самое интересное, таможня тоже не будет этого делать – она лишь даст перевозчику предписание выполнить все необходимые для досмотра операции. Перевозчику ничего не остаётся, как стать участником хорошо отлаженной схемы – воспользоваться услугами погрузочно-разгрузочной компании, которая находится буквально за забором таможенного поста, и в предвкушении очередного заработка потирает руки.

Кто должен платить за досмотр?

Представитель потерпевшей компании (согласитесь, 700 евро за досмотр одной машины – это много) сказал, что ему повезло, так как расходы на досмотр согласился покрыть клиент. Подобные действия клиента он расценил как знак доброй воли. Иными словами, выходит, что за всё должен платить перевозчик. Но самом деле ситуация не настолько простая, как может показаться на первый взгляд.

Если сослаться на положения CMR Конвенции, то можно сделать вывод, что расходы, связанные с досмотром груза, перевозчик и грузоотправитель могут переложить друг на друга. Для того, чтобы никакие недоразумения не возникали, перевозчик во время погрузки должен тщательно проверить состав груза и грузодокументы, и внести все свои заметки в CMR накладную.

Однако, оговариваемый в этой публикации случай примечателен тем, что проблем с грузом не было. Фактическая ситуация была таковой, что таможня инициировала досмотр без особых на то оснований, и никаких нарушений во время досмотра не обнаружила. Таким образом, чисто формально ни грузоотправитель, ни перевозчик не виноваты – грузоотправитель погрузил перевозчику надлежащим образом упакованный и оформленный груз, перевозчик во время перевозки его не повредил. Но факт тот, что за досмотр заплатил перевозчик.

В данном контексте возникает вопрос с некоторым обнадёживающим оттенком: если таможня инициировала досмотр лишь на том основании, что автомобиль с грузом к досмотру был подобран компьютером, и во время досмотра никакие нарушения не выявились, так, может быть, расходы перевозчика должна оплатить та же таможня?.. Не надейтесь: в ст. 348 ТК ЕЭС говорится: «грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов». Таким образом, заколдованный круг замыкается, и расходы на досмотр ложатся либо на грузоотправителя, либо на перевозчика. В ст. 348 говорится, что «перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары». Выходит, что перевозчик обязан только помогать в выполнении операций, связанных с досмотром груза, но никак не платить за эти операции.

Из этого следует вывод, что если таможня вдруг сообщит перевозчику, что груз, находящийся в принадлежащем ему автомобиле, направляется на досмотр, водитель обязан срочно связаться с руководством компании-перевозчика, а руководство должно связаться с грузоотправителем, который должен подтвердить, что оплатит расходы на досмотр и другие связанные с досмотром услуги, если иные действия заранее не были оговорены в договоре между грузоотправителем и перевозчиком.

Размышления редакции фактически подтвердила адвокат Реда Алексинайте. «Вопрос, который вы поставили – это, по существу, вопрос о стоимости договора, т.е. о том, какие услуги и расходы включены в сумму договора. В идеальном случае подобные моменты должны быть оговорены в договоре, чтобы в определённых обстоятельствах не возникал вопрос, кто и какие расходы должен покрывать. В договоре можно предусмотреть, что дополнительные расходы, появившиеся в ходе перевозки, покроет перевозчик, также можно предусмотреть, что подобные расходы покроет заказчик. Таможенный досмотр не входит в понятие услуг перевозчика, ни один перевозчик не предоставляет своим заказчикам услугу таможенного досмотра, поэтому по факту возникает проблема с оплатой дополнительных расходов. В таких случаях нужно внимательно разобраться в том, почему груз попал под досмотр – была ли это выборочная проверка, или это была проверка по подозрению в нарушении и т.д. Нередко бывают случаи, когда выясняется, что фактическое количество погрузочных мест не соответствует количеству мест, указанному в накладной – такие случаи попадают в рамки ответственности перевозчика, вытекающей из положения ст. 8 CMR Конвенции. С другой стороны, в той же Конвенции предусмотрено, что за правильность информации, содержащейся в CMR накладной (в том числе и за количество погрузочных мест) ответственность несёт грузоотправитель. Однако, проверка количества погрузочных мест – это императивная обязанность перевозчика, поэтому невыполнение этой обязанности означает то, что перевозчику придётся отвечать за все последствия – покрывать таможенные штрафы и другие дополнительные расходы».

Между тем на практике ситуация ещё более сложная. Грузоотправитель, даже если он знает о своей ответственности и обязанности покрывать непредвиденные расходы перевозчика, может пытаться её избежать при обсуждении условий договора. Так как конкуренция среди перевозчиков очень жёсткая, вполне возможно, что найдётся такой перевозчик, который всю ответственность, даже ту, которая ему не полагается, возьмёт на себя. Р. Алексинайте заметила, что «перевозчик всегда хочет, чтобы все дополнительные расходы оплачивались по чекам или другим документам, а заказчик, наоборот, хочет, чтобы все возможные расходы были включены all in в счёт перевозчика. Тем не менее, разумный выход всегда найдётся».

Но это практические тонкости. С юридической точки зрения перевозчик может ссылаться на положения ТК ЕЭС и требовать, чтобы расходы, связанные с досмотром, оплачивал отправитель, так как это не выражение его доброй воли, а, как выяснилось, его обязанность.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0