Охраняемые и неохраняемые площадки: как отличить одни от других, и почему нужно знать о различиях?

parkingas1

В публикации CargoNews.lt о похищениях грузов из автомобилей мы упоминали совет страховщиков парковать грузовые автомобили на охраняемых площадках. Почему это так важно? Чем охраняемые площадки отличаются от неохраняемых? Можно ли выбор парковки оставить на усмотрение водителя, или этим должны заниматься исключительно менеджеры транспортных компаний?

Зачем нужны охраняемые площадки?

Вполне понятно, что охраняемые площадки нужны для того, чтобы припаркованный на них грузовой автомобиль и находящийся в нём груз оставались в целости и сохранности. Теоретически такие площадки должны исключать вероятность того, что автомобилю и грузу будет причинён ущерб или, хуже того, транспортное средство или груз будут похищены. Тем не менее, ни один водитель не может быть полностью уверен в том, что оставив автомобиль на охраняемой площадке, утром он найдёт его в том же состоянии, в каком оставил вечером – взломы грузовых автомобилей и кражи грузов регистрируются даже на так называемых «безопасных» площадках. Перевозчики прекрасно знают, что в подобных случаях их ожидает карусель разбирательств с заказчиками и страховщиками. А страховщики, как правило, бывают беспощадными – они начинают с вопроса, на какой площадке был припаркован автомобиль. Если выяснится, что территория, на которой произошла кража, не соответствовала определению «охраняемой площадки» (исходя из критериев страховщиков), то, как отметила помощник адвоката в адвокатской конторе «Judickienė ir partneriai JUREX» Елена Цвирко, перевозчику будет инкриминирована тяжёлая форма вины —  грубая неосторожность, или преднамеренное действие.

Последствия?.. Перевозчик может не рассчитывать, что CMR страховка покроет его убытки, а грузовладелец, скорее всего, воспользуется правом потребовать компенсацию за утраченный груз не по условиям CMR Конвенции (8,33 SDR за 1 кг груза), а в объёме полной стоимости груза.

Такая же участь ожидает перевозчиков и в том случае, если груз будет застрахован отдельно, но без включения в страховой полис страхования от грубой неосторожности. Страховщики утверждают, что в последнее время перевозчики стали пользоваться этим видом страхования довольно часто – несмотря на то, что страхование такого риска выражается в большей сумме франшизы и, возможно, повышенных расходах на будущие страховые сделки, оно позволяет быть уверенным, что в случае похищения груза на неохраняемой территории, перевозчики получат страховые выплаты.

Иными словами, для того, чтобы предохранить свои грузы (в особенности дорогостоящие) от возможных похищений, перевозчики, в первую очередь, должны выбирать для парковок охраняемые (так, как определение «охраняемые» понимают страховщики) площадки.

Охраняемые площадки – редкость?

Начнём с того, какую площадку считать охраняемой. В правилах страхования гражданской ответственности автомобильных перевозчиков, установленных компаниями «BTA», «Gjensidige» «Lietuvos draudimas» и другими, говорится, что «охраняемая площадка – это ограждённая (закрытая), в тёмное время суток освещённая территория с контролируемым въездом и выездом транспортных средств и физических лиц, на которой припаркованные транспортные средства (находящиеся в них грузы) охраняются персоналом площадки круглосуточно». Подобное определение установлено и в литовской судебной практике – в одном из разбирательств апелляционный суд определил, что «охраняемая площадка – это ограждённая (закрытая), в тёмное время суток освещённая территория, попадание на которую возможно только при наличии документа, подтверждающего факт охраны, и/или кассового чека. Площадку, не соответствующую всем указанным требованиям, нельзя считать охраняемой».

Казалось бы, всё просто – забор, освещение, круглосуточная охрана. Перевозчику остаётся лишь выбрать одну из площадок, соответствующих указанным требованиям, и он может спокойно отправлять водителя на парковку, тем более что карт, где указаны адреса европейских парковок, достаточно.

Так, в базе данных Truckparkingeurope.com – 24 243 площадки. Но стоит только поставить фильтр на ограждённые, освещённые, охраняемые и наблюдаемые с помощью видеокамер площадки – как на этой карте не остаётся практически и десятка таких площадок. Судя по карте Truckparkingeurope.com, в Литве находится одна охраняемая площадка (на окраине Вильнюса, по адресу шоссе Минско 21).

Картина на карте Ассоциации европейских безопасных площадок Esporg — ещё печальнее: похоже, что безопасных парковок нет ни в Литве, ни в Эстонии, ни в Финляндии, ни во многих других странах, включая Чехию, Венгрию, Норвегию, Австрию, Швейцарию и др. В таких странах, как Польша, Словакия, Румыния, Италия, Великобритания, согласно этой карте, находится в лучшем случае по одной безопасной площадке.

Создаётся впечатление, что охраняемые грузовые площадки – это некий элитный клуб, стать членом которого можно далеко не в каждой европейской стране.

Это впечатление подтверждают слова Артура Михеенко, руководителя компании «DKV». На сайте компании размещена информация, согласно которой, во Франции находится 1 охраняемая площадка, в Венгрии – 5, в Нидерландах и Испании – по 9 площадок. Всё! По мнению А. Михеенко, охраняемые площадки оборудуются в местах, где наибольшая вероятность инцидентов. «Если бы такие площадки требовались в Германии, их бы было несколько десятков, или даже больше. По карте мы видим, что в Германии нет ни одной охраняемой площадки, а больше всего таких площадок в Испании и во Франции, где наибольшая вероятность ограблений», – говорит А. Михеенко.

В этой ситуации возникает вопрос – как перевозчики, работающие в Европе, могут соблюдать требования страховщиков, если безопасных (по правилам страховщиков) площадок в Европе нет?

Как определить, что площадка охраняемая?

К счастью, всё не так плохо. На карте IRU (система TRANSPark) обозначено большое количество охраняемых площадок, расположенных во всей Европе. Очень важно, что этой картой IRU руководствуются и страховые компании, поэтому при выборе мест для парковок, перевозчикам советуем руководствоваться именно этой картой. Рядом с каждым местом парковки указана подробная информация об услугах, включая и уровень безопасности. Согласно карте, в Литве находится 26 охраняемых площадок.

Дарюс Бивайнис, руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий в компании «Ergo Lietuva», советует перевозчикам обращать внимание на знак в виде «человечка» – он указывает на то, что площадка охраняемая. Поэтому при выборе маршрута, менеджер транспортной компании должен руководствоваться картой IRU и подбирать водителю площадки с наличием этого знака. В случае, если груз будет похищен на такой площадке, это происшествие не будет считаться грубой неосторожностью, и перевозчики смогут рассчитывать на страховые выплаты.

Немного информации о системе «TRANSPark»: внести информацию о площадке и её статусе (включая уровень безопасности) может владелец любой площадки. По словам Д. Бивайниса, администраторы системы вносимую информацию по умолчанию считают достоверной, т.е. отвественность за достоверность информации берёт на себя владелец площадки. Если на площадке произойдёт кража, то у владельца не будет возможности изменить статус площадки с охраняемой на неохраняемую. Более того – за предоставление недостоверных сведений предусмотрена уголовная отвественность, так как карта «TRANSPark» считается официальным электронным документом. Именно информация, содержащаяся в базе данных «TRANSPark», приводится в качестве доказательства при судебных разбирательствах. Таким образом, если кража произойдёт на площадке, которая в «TRANSPark» считается охраняемой (но фактически неохраняемой), перевозчик может рассчитывать на страховые выплаты.

Можно ли выбор площадки оставить на усмотрение водителя?

Может ли водитель сам выбирать площадку для парковки? Достаточно ли того, что он убедится, что площадка окружена забором, на площадке есть необходимое освещение и камеры наблюдения? Страховщики говорят, что водитель ни в коем случае не должен сам подбирать маршрут поездки и места для отдыха, так как в таких случаях появляется множество проблем. Вероятность того, что ошибку допустит водитель, значительно больше, чем вероятность того, что ошибку допустит менеджер, у которого в распоряжении есть все необходимые электронные системы.

Как быть в тех случаях, если площадка соответствует всем требованиям (в первую очередь, её охраняется сторож), но её нет в базе данных IRU? Д. Бивайнис говорит, что международные страховые компании могут без труда её проверить. Перевозчикам, как правило, достаточно предоставить фотографию такой площадки, на которой должны быть отчётливо видны заграждения, въезд, камеры наблюдения, пост охранника . Поэтому если водитель сумеет не только оценить все необходимые критерии безопасности, но и сделать снимок площадки, которая хоть и не была включена в базу данных, но соответствовала всем требованиям безопасности, то в случае инцидента подобные действия перевозчика и его водителя будут признаны правильными. Из этого следует, что водитель всё-таки вправе выбирать площадку. Только он должен правильно оценить ситуацию и сделать точный снимок. По словам Д. Бивайниса,  страховщикам таких доказательство должно быть достаточно.

От претензий страховщиков относительно выбора площадки перевозчика могут спасти и другие меры, правда, перевозчику придётся очень постараться. Во-первых, ему придётся доказать, что в разумном радиусе (30 – 50 км) от маршрута перевозки не было охраняемых площадок. Во-вторых, ему придётся доказать, что выбор других путей, где по дороге есть охраняемые площадки, мог в значительной степени повлиять на длину маршрута (что сделало бы его нелогичным с точки зрения обязательств перед заказчиком). В-третьих, ему придётся доказать, что груз, который находился в автомобиле и был похищен, не относился к категории дорогостоящих грузов. В совокупности это может послужить доказательством того, что для защиты груза перевозчик предпринял все максимально возможные меры, и, таким образом, действия перевозчика не будут квалифицированы как грубая неосторожность (со всеми вытекающими последствиями).

Хотим напомнить, что последствия похищений грузов разбираются в судебном порядке, поэтому форму и объём ответственности перевозчика (в частности, наличие или отсутствие признаков грубой неосторожности) может установить только суд.

Парковка на других территориях

Всем известно, что любое правило охватывает далеко не все жизненные и практические ситуации. Например, как страховщики отнесутся к случаю, если груз был похищен в пограничной зоне (на так называемой «нейтральной территории»)? Ведь это зона, где находится много автомобилей, водители бегают туда-сюда с пакетами документов, и кто-то из них может просто забыть закрыть автомобиль или грузовой отсек? Посчитают ли страховщики эту территорию охраняемой?

Страховщики утверждают, что в пограничной зоне краж быть не может. С другой стороны, они понимают, что в пограничной зоне возможность выбора места парковки равна нолю. Поэтому им ничего не остаётся, как считать эту зону безопасной, хотя формально её никто не охраняет. Иногда страховщики даже советуют водителям останавливаться на отдых, по возможности, в этих зонах. Как уже говорилось, они считаются безопасными.

Д. Бивайнис упомянул ещё об одном решении безопасной остановки на отдых: например, в Германии, рядом с «автобанами», оборудованы полицейские посты. Территорию вокруг этих постов страховщики также считают безопасной, поэтому водители могут там останавливаться.

И в заключение несколько советов, которые должны помочь избежать возможных неприятностей из-за остановок на «неправильных» площадках:

  • Перед тем, как заключать страховой договор, поинтересуйтесь, каким списком безопасных площадок руководствуется ваш страховщик. Может случиться, что он не будет охватывать ваши постоянные маршруты, и вам из соображений безопасности на площадках, придётся обратиться к другому страховщику.
  • Внимательно изучайте список требований вашего страховщика к парковочным местам – они могут быть указаны не только в собственно договоре, но и в приложениях. Если указаны конкретные требования (ограждения, охранник, освещение и т.д.) – их необходимо соблюдать. Если конкретных требований нет – вам придётся убедиться в том, что в разумном радиусе альтернативы той площадке, на которой припарковался ваш водитель, не было.
  • Не забывайте, что если в страховых договорах требования к парковочным местам не упоминаются, в случае судебного разбирательства суд будет руководствоваться совокупностью мер безопасности, которые на месте предпринял водитель. Поэтому давайте своим водителям соотвествующие инструкции и напоминайте о том, чтобы при въезде на террриторию площадки они не забывали делать снимки.
  • Взвесьте все «за» и «против» и подумайте о дополнительном страховании риска в случае грубой неосторожности (в особенности если вы работаете в направлениях, где кражи случаются часто, а безопасных площадок мало) – это может помочь избежать долгих судебных разбирательств с неопределённым исходом.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 57
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0