Перевозчики заблудились в дебрях законов

vairuotoju atputas

В Литве всё более популярной становится новая форма использования трудовых ресурсов – временная аренда персонала у агентств по трудоустройству. Это альтернативное решение позволяет работодателю сократить расходы на персонал и помогает решать внезапно возникающие проблемы, связанные с нехваткой сотрудников. Но могут ли в такой форме «одалживать» сотрудников транспортные компании? Ведь их деятельность строго регламентирована.

Сигитас Жилюс, генеральный секретарь ассоциации мелких и средних перевозчиков, утверждает, что такие сотрудники в транспортном секторе очень нужны, особенно в компаниях мелких перевозчиков. Аренду сотрудников, как правомерную форму привлечения рабочей силы, поддерживает адвокат Юстинас Усонис, работающий в сфере транспортного права не первый год. Между тем контролирующее перевозчиков учреждение – Государственная дорожно-транспортная инспекция – приводит другое мнение и утверждает, что согласно действующему законодательству, в Литве такая форма трудоустройства является незаконной.

«Требуется водитель, на короткое время»

«После возвращения из рейса водителю нередко приходится проводить еженедельный отдых, поэтому в этом время его автомобиль простаивает, хотя за это время – если бы в компании был сменный водитель – автомобиль можно было бы отправить на текущий ремонт в автосервис или в очередной рейс. Сменный водитель необходим во время болезни или травмы штатного водителя, но для мелких перевозчиков это слишком большая роскошь – просто потому, что работы у сменного водителя будет мало», – объясняет проблему С. Жилюс.

Собеседник отмечает, что крупные перевозчики с такими проблемами, как правило, не сталкиваются: в больших компаниях есть сменные водители, которые приходят на помощь в нужный момент. Когда работы мало, сменных водителей можно «одолжить» мелким перевозчикам.

С. Жилюс также отмечает, что такая практика в европейском транспортном секторе довольно популярна. В некоторых компаниях нет ни штатных водителей, ни собственного автопарка – все ресурсы для выполнения деятельности компании берут в аренду у партнёров.

При постоянной нехватке водителей, в компаниях мелких перевозчиков стала популярной практика принимать на работу нового сотрудника на несколько дней. Но в этом случае он может начать работать только тогда, когда все необходимые документы будут зарегистрированы в соответствующих учреждениях, а это длится, как правило, до следующего рабочего дня. Между тем форма аренды сотрудника позволяет начать работу с момента заключения договора.

«Это очень важно, так как одни сутки простоя обходятся перевозчикам примерно в 300 евро», – подчёркивает С. Жилюс.

Граждане третьих стран

Начнём с граждан третьих стран, т.е. водителей, которые не являются гражданами Европейского Союза, но приняты на работу в компании перевозчика на территории ЕС. В данном случае ситуация довольно ясная.

Романас Вильчинскас, замначальника ГДТИ, напоминает, что согласно регламенту Европейского Парламента, водительское удостоверение принадлежит тому перевозчику, который вручает его водителю из третьей страны, когда он управляет транспортным средством на основании лицензии Сообщества, выданной перевозчику. Имея ввиду это положение, оригинал водительского удостоверения выдаётся только перевозчику, который принял на работу водителя согласно законодательству. Оригинал водительского удостоверения предъявляется во время проверки водителя, а копия удостоверения – во время проверки перевозчика.

Логический вывод – водитель, который не принят на работу в компании перевозчика, не может иметь при себе водительское удостоверение, которое нужно предъявить во время контроля на дороге.

Р. Вильчинскас в общих чертах объяснил, какие предстоят процедуры, если во время рейса будет остановлен арендованный водитель из третьей страны, и у него не будет водительского удостоверения, выданного перевозчику. Кроме административного наказания, требуется, чтобы нарушение было устранено, т.е. водителя должен заменить другой водитель, который в компании перевозчика работает на законных основаниях.

Там, где начинается словесный поединок

Ситуация с арендой граждан ЕС более запутанная. Представитель ГДТИ советует придерживаться одного из положений Дорожно-транспортного кодекса Литвы, в котором говорится о том, что на использование транспортного средства, принадлежащего перевозчику, выдается копия лицензии, соответствующая оригиналу, а «транспортное средство должно находится в собственности или использоваться на основании доверительного управления или аренды, без предоставления услуг вождения и технического обслуживания».

Перевозчик обязан соблюдать это требование, а ГДТИ утверждает, что на этом основании водитель должен быть принят на работу в компанию перевозчика и работать с транспортными средствами, принадлежащими перевозчику. Если это требование будет нарушено, водитель, руководитель или транспортный менеджер компании могут быть привлечены к административной ответственности. Транспортный менеджер, в чьи обязанности входит распределение грузов и транспортных средств между водителями, может быть наказан за несоответствие служебному положению.

Адвокат Юстинас Усонис долгое время специализируется в области транспортного права. Он отмечает, что трудоустройство таких сотрудников регламентирует осуществлённая в Литве директива Европейского Союза 2008/104/ЕС, в которой исключений или запретов, касающихся аренды работников в транспортном секторе, не предусмотрено.

Ю. Усонис отмечает, что в Дорожно-транспортном кодексе предусмотрена возможность взять или передать в аренду транспортное средство, но к этой услуге не могут относиться услуги водителя. Между тем как брать или передавать в аренду водителя (без транспортного средства) закон не запрещает, потому что в Кодексе об этом не говорится.

«В этом отношении Дорожно-транспортный кодекс должен истолковываться с учётом положений Гражданского кодекса. Предусмотренная в Дорожно-транспортном кодексе форма аренды транспортного средства никак не запрещает перевозчикам нанимать сотрудников через агентства временной занятости. В Кодексе предусмотрено только одно из правовых оснований использования транспортного средства (аренда). В распоряжение перевозчика передаётся только транспортное средство, а сотрудники арендодателя никаких дополнительных услуг не предоставляют. Но это не значит, что перевозчик не вправе использовать другую рабочую силу, кроме той, которую предлагает арендодатель. Соответственно, в Дорожно-транспортном кодексе нет требования, где бы было сказано, что управлять транспортным средством могут только штатные сотрудники перевозчика. Не предусмотрены никакие дополнительные ограничения, требования к лицензии и т.д.», – пытается распутать паутину законов Ю. Усонис. Адвокат готов защищать наказанных перевозчиков, и уверен, что это только вопрос времени, когда будет доказано, что ограничения на аренду рабочей силы в транспортном секторе были необоснованными.

Адвокат добавил, что в случае аренды рабочей силы, перевозчик не освобождается от всех обязательных процедур, требований к водителям или других обычных обязанностей.

«Необходимо обратить внимание на то, что перевозчик, у которого работают арендованные сотрудники, обязан им обеспечить надлежащие, безопасные и не вредящие здоровью условия труда, согласно установленному в законах принципу равноправного отношения к сотрудникам. Перевозчик обязан позаботиться о том, чтобы у него были табели учёта рабочего времени арендованных сотрудников и другие документы, которые он будет обязан предъявить контролирующим учреждениям. Набор документов, касающихся штатного и арендованного сотрудника, не должен отличаться», – говорит в заключение Ю. Усонис.

Вместо заключения

В попытке распутать паутину законов и выслушать аргументы сторон с противоположным мнением, становится ясно – перевозчики, желающие воспользоваться услугами арендованных сотрудников, сильно рискуют. Правда, в ответе ГДТИ сказано, что это учреждение не уполномочено давать разъяснение законодательных актов, ГДТИ только поделилась своими соображениями по поводу законодательной базы. Если бы разъяснение законов предоставили суды, неопределённость, с которой сталкиваются перевозчики, могла бы значительно уменьшиться. Но найдётся ли среди перевозчиков доброволец, который на благо всех коллег пройдёт этот долгий путь и поставит точку в дискуссии сторон, истолковывающих законы по-разному?

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0