Повторяющиеся санкции не отпугивают от работы с Россией

eile

Россия размахивает санкционной дубинкой различного калибра с длительными и короткими передышками уже почти двадцать лет. Это такая же неизбежность, как и плохая погода в конце ноября. Однако, как с капризами погоды, так и с капризами политиков можно смириться.  Особенно, если терпение предоставляет высокие дивиденды. Исходя из последнего, литовские перевозчики и производители даже при наличии возможности работать в цивилизованных странах, этой, так называемой, золотой ниши не упускают.  

Санкции, озвученные под тем или иным предлогом, Россия практически во всех случаях направляла в сторону постсоветских стран, после того как они вступили в ЕС и НАТО.

Война против польского мяса

Один из первых и самых больших запретов – в ноябре 2005 года запрет ввоза в Россию польского мяса, после ухудшения отношений между Москвой и Варшавой. Польским премьером в то время был Ярослав Качинский. Тогда Россия официально утверждала, что часть польской продукции реэкспортируется из стран, где надзор за сельскохозяйственным производством не соответствует международным требованиям. К тому же Россия утверждала, что были обнаружены случаи подделывания сертификатов качества польского мяса. Москва потребовала, чтобы Варшава проверяла всю продукцию стран ЕС, которая идет через территорию Польши. Это оказалось невозможным.

Вскоре был озвучен эмбарго и на польскую продукцию растительного происхождения. Официальные лица Польши в то время говорили, что такой шаг – политически мотивирован. Потеряв рынок, «реки» польского мяса потекли и в Литву. Апогеем конфликта стало блокирование Польшей переговоров России и ЕС по поводу нового договора о сотрудничестве, который укрепил бы сотрудничество в энергетической области. Россия пригрозила запретом на всю продукцию животного происхождения из стран ЕС. В свою очередь Польша дополнительно пригрозила заблокировать членство России во Всемирной торговой организации.

Желая разрешить эту проблему Европейская Комиссия пыталась убедить Варшаву отозвать вето на переговоры с Россией, в обмен обещая приложить все усилия, чтобы Россия отменила эмбарго. Меморандум об отмене запрета на импорт польской продукции был подписан только в самом конце 2007 года.

Месть за прозападный курс

Вскоре, после объявленных санкций Польше, Россия ограничила импорт мясных изделий и из Украины (20 января 2006 года). В том же году 27 марта соответствующие департаменты России запретили ввоз грузинских и молдавских вин, так как в них были найдены пестициды и тяжёлые металлы. Грузии также запретили экспортировать в Россию минеральную воду «Боржоми».

До этого, Молдова экспортировала до 90 проц. своего вина в Россию. Во время встречи руководителей стран СНГ 28 ноября, прежний президент Молдовы Владимир Воронин и президент России Владимир Путин договорились о возобновлении экспорта молдавской продукции в Россию. Как было сказано в СМИ, эмбарго на вино не что иное, как месть Москвы бывшим советским странам, которые выбрали независимый политический курс. В Грузии уже укоренились прозападные партии, а в Молдове такие силы стали заметно укрепляться.

Цель – молочники

Следует отметить, что в большинстве случаев при политическом напряжении первой целью становятся производители молочной продукции, чья продукция быстро портится, поэтому и реализовать ее нужно как можно скорей.

В июне 2009 года Федеральная служба России по ветеринарному и фитосанитарному надзору за две волны запретов пресекла дорогу для 1300 наименований молочной продукции, импортируемой из Беларуси. Россия утверждала, что в белорусских областях Брянска и Смоленска не придерживались технических требований при производстве молочных продуктов. К тому же, были найдены нарушения при оформлении документов. Однако, уже 15 июня в Москву для переговоров прибыла делегация из Беларуси. Неофициальной причиной произошедшего считали охладевшие отношения между Россией и Беларусью.

Сразу после этого, литовским производителям тоже пришлось ломать голову по поводу того, куда деть не реализованную молочную продукцию. В сентябре 2009 года Россия запретила ввозить продукцию филиала молочного завода Мажейкяй «Pieno žvaigždes», филиала Тельшяй «Žemaitijos pienаs», филиала Укмерге «Rokiškio sūrys» и вторичной компании «Rokiškio pienas». Причиной запрета названо обнаружение антибиотиков. Мало того, Россия увеличила таможенные тарифы на ввоз некоторых сортов сыра. Новые таможенные тарифы действовали 6 месяцев.

Такая же ситуация повторилась осенью в 2013 году. В октябре Федеральная служба надзора России «Роспотребнадзор» остановила импорт продукции 4 молочных заводов Литвы. Официальная причина запрета – та же (в продуктах найдены антибиотики). Запрет был отозван после Рождества, т.е. уже после того момента, когда продавцы могут надеяться на самый большой оборот.

В принципе, таких же претензий в этом году дождались не только молочники, но и вся остальная пищевая промышленность. Правда, вполне вероятно, что на более длительный срок.

Перевозчики страдают, ожидая в очереди

Практически всегда, когда из-за каких-либо ограничений страдают промышленники, то страдают и перевозчики. Еще чаще санкции напрямую направленны на перевозчиков.

Громче всего прозвучала «мера», направленная против литовских перевозчиков, в конце лета в 2009 года, когда сильно пошатнулась вся экономика Литвы. Россия ко всем литовским перевозчикам дополнительно стала применять ужесточенные таможенные проверки. Детально проверять начали и латышских перевозчиков. Российская таможенная служба официально говорила, что ужесточённые проверки понадобились потому, что увеличилась незаконная перевозка грузов из Литвы. На границе Латвия-Россия, как и в этом году, растянулась многокилометровая очередь из литовских грузовиков.

Далее, относительно спокойно было 3 года, однако в 2013 году Россия ударила с двойной силой. С начала в августе, потом в середине сентября должны были вступить в силу новые правила перевозок в Россию, исходя из которых от водителей начнут требовать дополнительного страхования и поручительства при перевозке груза в Россию. После поднявшегося ажиотажа, практически в последнюю минуту российская таможня перенесла применения требований на 1 декабря. До этого, такое поручительство следовало получать у российских компаний, а перевозчики по всей Европе и России работали, руководствуясь конвенцией международных перевозок с TIR книжками.

В тоже время начинают останавливать машины с литовскими номерами, пересекающие границу в сторону Калининградской области. Мало того, в сентябре литовские грузовики начинают застревать на внутренних таможнях, грузы из Литвы начинают очень тщательно проверять. Также проверяются все машины, загруженные в Литве. Пробы товара передавали на проверку его происхождения и кодов. Некоторые машины на таможне застревали на неделю, а то и дольше. Почти в тоже время, в прошлом году, такие проверки стали учинять и для грузовиков из Украины.

Похожая ситуация, только уже перед самыми праздниками, повторилась и в этом году – сначала литовские грузовики стали застревать на границе с Калининградской областью, а потом — на границе Латвия-Россия. Часть из них до сих пор стоит на границе и ждет проверки уже дольше недели.

Комментарии

2014-12-08 13:23

"Политика - есть концентрированное выражение экономики". Читайте классиков господин Adomas Taraskevičius. Все остальное эмоции. :)


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0