Польские перевозчики вновь отстояли свои права в России. Какие уроки может извлечь Литва?

Russian border crossing point.

В сентябре нынешнего года Ассоциация польских перевозчиков (ZMPD) и представители польского правительства (включая заместителя министра по транспорту) заставили российское правительство разработать и утвердить инструкцию, касающуюся толкования российских законодательных актов в области международных автомобильных грузоперевозок. Это не первый случай, когда поляки демонстрируют способность отстаивать свои права, предусмотренные международным законодательством. Возникает логический вопрос – на что способны литовские перевозчики и литовские власти?

Первые встречи по этому поводу состоялись ещё в начале нынешнего года. В то время польские представители категорически отказались соглашаться со стремлением России сокращать количество выдаваемых польским перевозчикам разрешений на международные перевозки и с неадекватными требованиями, касающимися перевозок грузов из третьих стран. Поляки заявили, что отказываются соглашаться с решением радикально сократить квоты российских разрешений и, воспользовавшись своим географическим положением, предприняли аналогичный «ход» в отношении российских перевозчиков. Несмотря на то, что российские власти и российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) беспрерывно трубили о том, как поляки их «дискриминируют», полякам всё-таки удалось настоять на своём – на переговорах с Россией они добились того, чтобы Россия не только увеличила квоты своих разрешений, но и привела своё законодательство в соответствие с положениями международного права и своих собственных обязательств.

Россия создаёт новые административные препятствия

Однако, Россия продолжает административное вмешательство в регулирование рынка. В результате российский рынок закрывается для многих иностранных перевозчиков. Летом нынешнего года министр транспорта России издал пресловутый приказ № 301, который ограничил бывший до сих пор широко распространённый вид перевозок с таможенных складов.

Мало того – несколько позже высянислось, что с того момента, как Россия и Беларусь подписали соглашения о едином таможенном пространстве и о создании Союза независимых государств, граждане Европейского Союза могут въезжать на территорию России только через международные пункты пограничного контроля. Как выяснилось, на границе России и Беларуси таких пунктов просто нет, поэтому те, кому нужно попасть в Россию, но не выпало счастье быть гражданами России и Беларуси, вынуждены ехать сотни дополнительных километров на ППК, находящиеся на внешней российской границе (например, на ППК, расположенные на границе России и Латвии). Очень странно, но бывшие до издания приказа № 301 свободные пункты пересечения российской границы вдруг стали «внутренними».

Вполне понятно, что все эти требования стали применяться в отношении всех иностранных перевозчиков, в том числе и польских. Точно также, как коллеги из других стран, польские перевозчики начали попадать в различные истории, а точнее, ловушки, расставленные с помощью изобретательного толкования российского законодательства. Со стороны сотрудников российских контролирующих органов на головы иностранных перевозчиков посыпались требования предъявлять не одно, а два разрешения на одну перевозку в Россию. В результате владельцы многих иностранных транспортных средств были оштрафованы на крупные суммы (150 000 рублей / 2100 евро), а их автомобили попали на штрафные площадки. Подобны условия работы поляки назвали «российской рулеткой» и решили с ними не мириться.

Поляки вновь отстояли свои права

В отличие от представителей других стран, в этом году поляки в очередной раз заставили Россию соблюдать международные соглашения. В конце сентября в Санкт-Петербурге состоялась встреча польской и российской делегаций, во время которой польская сторона заставила Россию подписать упомянутую инструкцию, чтобы не было двусмысленных толкований приказа № 301. Ежи Шмидт (Jerzy Szmit), польский министр инфраструктуры и строительства, заявил, что эта инструкция заставит Россию соблюдать подписанное весной, но так и нереализованное соглашение о перевозках грузов из третьих стран. К сожалению, эта инструкция распространяется только на польских перевозчиков (это неоднократно подчёркивается в её содержании), перевозчики других стран (включая литовских перевозчиков) подобного облегчения условий работы дождаться не могут.

Нельзя упускать из виду тот факт, что Польша – это мощное государство, в руках которого находится такой козырь, как российский транзит в Европу. Тем не менее, любой «рычаг» гроша ломаного не стоит, если им разумно не воспользоваться. Международноге транспортное сообщество могло неоднократно убедиться в том, как поляки умеют отстаивать свои права. Напрашивается логический вопрос – что в этом плане предпринимается в Литве? Разве литовские перевозчики не сталкиваются в России с проблемами? Президент «Linava» Эрландас Микенас однажды публично заявил, что в России литовские перевозчики с проблемами не сталкиваются, но поддерживают ли его в этом мнении сами перевозчики?

Россия не даёт скучать

Если окинуть взглядом высказывания участников форума Cargo.LT, то нетрудно понять, что многие перевозчики и экспедиторы считают ситуацию в России далеко не такой, как её себе представляет Э. Микенас. У всех, кто работает в российском направлении, есть свои проблемы. У одних – неопределённость, связанная с грузосопроводительными документами (любое должностное лицо может истолковывать их по-своему), у других – неуверенность в том, удастся ли пересечь белорусско-российскую границу ( вплоть до таких неприятных мелочей, как дискуссии с российским таможенниками по поводу цвета печатей и т.д.). Так или иначе, но всех иностранных перевозчиков объединяет одно – это вечный вопрос, что нового уготовила для них Россия, и с чем они столкнутся на границе.

Можно добавить, что для «Linava», как для субъекта хозяйствования, российское направление имеет первостепенное значение: продажа TIR книжек является критически важным источником дохода ассоциации, основная зона, где применяются TIR книжки – это Россия.

В последнее время энергия руководства ассоциации направлена на Запад – правительства Франции, Италии, Германии, Бельгии и других стран регулярно «заботятся» о том, чтобы условия работы восточноевропейских перевозчиков не были слишком комфортными. Для литовских перевозчиков западноевропейский рынок очень важен, так как на этом рынке существуют пусть не самые лучшие, но хоть какие-то правила, между тем как в непредсказуемой России условия ведения бизнеса складываются «сами собой». Принятые Россией умом непостижимые правила и требования приобретают характер «force majeure», и в такой ситуации перевозчикам остаётся надеяться лишь на то, что когда-нибудь, каким-то образом всё изменится к лучшему. Следует отметить, что в этом году некоторые благоприятные для перевозчиков изменения в российском транспортном законодательстве были приняты по инициативе польских перевозчиков и польского правительства, при активной поддержке российских юристов, которые сумели доказать абсурдность некоторых решений, принятых российскими властями.

У поляков есть чему поучиться?

Действия польских перевозчиков и польского правительства можно ставить в пример другим странам. Поляки доказали, что неразрешимых проблем нет. Достаточно вспомнить такие моменты, как переговоры с Россией по поводу пресловутого приказа № 301, борьбу с нелегалами на подступах к Кале, активные действия в Европейском парламенте, касающиеся «модного» в Европе вопроса о минимальной почасовой зарплате командированных сотрудников. Возникает вопрос – могут ли опытом и методами поляков воспользоваться представители литовских перевозчиков?  Что об условиях работы на российском рынке думает руководство «Linava»?

«Ассоциация считает важными все направления, на которых работают литовские перевозчики. Количество приобретаемых TIR книжек – это не тот критерий, по которому мы определяем приоритетные направления нашей деятельности. Что касается России, то в наших „исторических отношениях“ бывали более благоприятные периоды, однако, к нынешним российским требованиям перевозчики уже привыкли, они воспринимают их как должное. Перевозки и внешняя торговля не остановились. Конечно, очень хочется, чтобы различные ограничения, эмбарго на продукты питания и другие мешающие работе перевозчиков моменты прекратились, хочется, чтобы грузопоток в Россию постоянно увеличивался. Я отношу себя к оптимистам и думаю, что в один прекрасный день проблемы прекратятся», – говорит президент «Linava» Эрландас Микенас.

По его словам, ассоциация обратилась в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой организовать встречу смешанной литовской-российской комиссии, так как организация подобных встреч входит в обязанности этого учреждения. Между тем представители министерства редакции CargoNews.lt заявили, что правительства Литвы и России учредили совместную комиссию, которая должна обеспечивать выполнение существующих соглашений и решение спорных вопросов. Последнее заседание этой комиссии состоялось в 2015 году в Вильнюсе.

В этой связи можно напомнить, что в конце 2015 г., в России вступили в силу новые требования, нарушающие условия соглашения, заключённого между Литвой и Россией в 1993 году. И не только.

Давайте вспомним, кто весной 2016 года решил проблемы, которые мучали литовских перевозчиков в России?.. Да, это были поляки. В ходе нелёгких переговоров с российской стороной они сумели использовать все «рычаги давления» и заставили Россию внести изменения в новый «порядок».

Сотрудничество возможно. Теоретически!

Как руководство «Linava» оценивает деятельность польских коллег? Считают ли руководители ассоциации, что можно и нужно воспользоваться опытом и методами соседей? Считают ли они, что можно и нужно объединить усилия во имя защиты общих (точнее, аналогичных) интересов литовских и польских перевозчиков?

«ZMPD объединяет очень большое количество перевозчиков. Это очень сильная организация, она способна заниматься целенаправленной лоббистской деятельностью. Представители этой ассоциации в любых переговорах демонстрируют исключительные способности. Польские коллеги – это лоббисты, у которых нужно учиться. Что касается нашей ассоциации, то когда появляются проблемы, или мы чувствуем, что они могут появиться, ассоциация всегда сотрудничает с ответственными учреждениями тех стран, где эти проблемы возникают. Обычно проблемы так или иначе решаются. На сегодняшний день грузопоток в Россию не остановился. С ассоциацией польских перевозчиков мы заключили договор о сотрудничестве, который позволяет надеяться на совместные действия не только в восточном направлении», – говорит Э. Микенас. Он также отметил, что руководство наблюдает за деятельностью не только польской ассоциации, но и ассоциаций других стран.

По мнению литовского Министерства транспорта и коммуникаций, идею о международном сотрудничестве не надо отрицать, однако очень часто государства преследуют собственные интересы, поэтому подход к решению той или иной проблемы отличается. Министерство предложило польской стороне организовать многостороннюю встречу, но ответа на это предложение пока нет.

Безответные инициативы

Когда литовское Министерство транспорта и коммуникаций ознакомилось с планируемыми изменениями в российском транспортном законодательстве, представители министерства выступили с инициативой организовать специальное заседание совместной литовско-российской комиссии по транспортным вопросам, однако в ответ последовало лишь неофициально выраженное мнение: необходимости в двусторонних переговорах нет.

Министерство также несколько раз (в письменной форме и при содействии российского транспортного атташе в Литве) обращалось к своим российским коллегам с просьбой предоставить информацию о том, как нужно будет выполнять международные перевозки после того, как планируемые изменения вступят в силу, однако, ответ российского Министерства транспорта всё ещё не последовал.

Ничуть не лучше обстоят дела с выяснением проблемы пересечения белорусско-российской границы. На заседании Группы автомобильного транспорта, которое состоялось в рамках Международного транспортного форума, проходившего в начале октября, представители российского Министерства транспорта заявили, что решение этого вопроса не входит в рамки компетенции министерства, а информации, кто и как будет решать эту проблему, у них нет.

На самом деле – кто и как будет решать эту проблему? Россия вместе с Беларусью, или в очередной раз поляки? Представьте себе, что бы случилось, если бы Польша или Литва заявила, что пропускной пункт Кальвария / Будзиско (на литовско-польской границе) тоже не является международным (этот пункт, как и все остальные пункты пересечения внутренних границ Европейского Союза, не имеет статуса международного пункта), т.е. через этот пункт могут следовать только граждане Европейского Союза?..

Пока не совсем понятно, кто мог бы справиться с другими возникающими в России проблемами. «Linava» указывает пальцем на Министерство транспорта и коммуникаций, между тем по окончании выборов в Сейм руководство этого министерства считает последние дни своей работы и занято куда более серьёзными делами, чем решение проблем литовских перевозчиков в России. Да, бумажные предложения отправляются, только ответов на них почему-то нет. Сотрудничество с поляками, которые являются не только товарищами по несчастью, но и очень сильными конкурентами, кажется непривлекательным. В последнее время силы восточноевропейских перевозчиков объединялись только на борьбу с Европейской Комиссией, которая оправдывала и поддерживала требования крупнейших западноевропейских стран о минимальной почасовой зарплате. Но не на борьбу с российскими властями. Похоже, что перевозчикам в очередной раз придётся подождать, пока российские проблемы рассосутся сами, или их – в очередной раз – решат поляки.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 57
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0