Рынки литовских перевозчиков: восток или запад?

shutterstock_114034636

На российском рынке услуги литовских перевозчиков ценятся очень высоко, однако в последнее время на границе с Российской Федерацией наши перевозчики попадают в серьёзные инциденты. На ППК литовский грузовой транспорт останавливают на неопределённое время.

Какие причины определяют возникновение этих проблем, какие решения возможны, какие направления грузоперевозок планируются в будущем? Об этом мы беседовали с президентом ассоциации «Linava» Альгимантасом Кондрусявичюсом, вице-президентом Юлюсом Мисюнасом, председателем комитета по правовым и организационным делам, а также председателем комиссии по работе со странами СНГ Эрландасом Микенасом и транспортным директором группы компаний «Girteka» Айдасом Накчюнасом.

А.Р. Соответствует ли действительности информация о том, что машины с литовской регистрацией на границе РФ пропускают с большим трудом? На самом ли деле по этой причине экспедиторы отказываются от услуг литовских перевозчиков?

Э. М. В отношении всего, что связано с Литвой, введён профиль риска. Под риском понимаются такие определения, как «литовский водитель», «литовский грузовик» или «место погрузки – Литва». Если литовский водитель сидит за рулём грузовика с российскими номерами, он может вызвать подозрение, и машину отправят на полный досмотр.

Ю. М. В конце прошлого года в течение двух недель проверяли весь грузовой транспорт, который соответствовал этим признакам. В ноябре литовских перевозчиков также проверяли на латвийско-российской границе. У нас были убытки. В последствии профиль риска применяли не так строго – литовские машины проверяли точно также, как и транспортные средства других стран.

А. К. Мы отправились в Москву, встретились с коллегами из «АСМАП» и создали рабочую группу. Группа работает с российской таможней и пытается выяснить, по каким причинам к литовским перевозчикам стали применять профиль риска, какие стандарты имеются в России на этот счёт, какие требуются документы для того, чтобы таможенники не злоупотребляли своими полномочиями при задержке водителей литовских транспортных средств.

Э. М. «АСМАП» будет защищать интересы своих перевозчиков. Нам нужно сотрудничать со своими заказчиками. Только обоюдосторонние интересы могут нейтрализовать создавшееся положение.

А.Р. И всё-таки, на ваш взгляд, что послужило причиной усиленного контроля?

А. Н. Мы все прекрасно понимаем, что основная часть трудностей, с которыми сталкиваются литовские перевозчики при перевозке грузов в Россию, очень тесно связана с политическими решениями. Любой откровенный комментарий со стороны наших руководителей оборачивается как официальными, так и неофициальными санкциями, ограничениями или усиленным контролем на границе, продолжающимся по несколько дней или даже недель.

Это чувствует не только транспортный сектор, но и, например, производители продуктов питания. Правда, в таких случаях ущерб перевозчиков измеряется вдвойне. Несмотря на то, что в тот момент ограничений для транспорта нет, ограничение на ввоз продуктов питания из Литвы отражается на сокращении количества грузов.

Э. М. Мы, перевозчики, не можем повлиять на ситуацию, мы должны к ней приспособиться и икать из неё выход. В данное время грузовой транспорт едет через Беларусь, но там другие проблемы. И Беларусь, и Россия принадлежат к единому таможенному пространству, поэтому мы не можем выполнять внутренние перевозки.

А. Р. 24 февраля на территории России вступил в силу закон № 362 от 24. 11. 2014, который ещё в большей степени усиливает контроль над иностранными перевозчиками.

Э. М. В Москве мы встречались с создателями законодательных актов. После краткого анализа этого закона мы поняли, что он несложный до тех пор, пока не приняты подзаконные акты.  Реально этот закон начнёт действовать в конце года.

А. Н. Проблема проезда на территорию Российской Федерации не является какой-то новой или неожиданной. Мы и раньше сталкивались с похожей ситуацией, поэтому не первый год занимаемся поиском новых рынков, на которых могли бы предложить свои услуги. Диверсификация деятельности и рынков – на наш взгляд, самый надёжный способ хоть в какой-то степени уменьшить наши потери, особенно в короткий период. Конечно, группу наших компаний спасает то, что у нас есть машины, зарегистрированные в Российской Федерации.

А. Р. Как вы оцениваете участие «Linava» в решении проблем с государственными учреждениями России?

А. Н. Сложно оценивать усилия, пока не виден результат. Хотелось бы верить, что «Linava» в рамках своей компетенции старается найти решение проблем, работает с государственными учреждениями, принимает участие в деятельности рабочих групп. С другой стороны, ни одна ассоциации не в состоянии решить все проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, поэтому ответственность мы должны брать на себя. Если мы хотим поддерживать рост и прибыль компаний, у нас нет ни возможностей, ни времени ждать изменения ситуации.

А. Р. По данным департамента статистики, в 2014 году грузооборот вырос на 6,7 проц.

Ю. М. В конце прошлого года объём грузопотока в Россию был большой, результаты за январь и февраль очень плохие.

Э. М. В Москве нет транспортных «пробок». Это говорит о том, что из-за девальвации рубля торговля остановилась. У субъектов хозяйствования появились проблемы, зарубежные компании из России уходят.

А. Н. Литовские перевозчики сталкиваются не только с проблемой проезда в Россию. В течение нескольких последних месяцев, на фоне сокращающейся российской экономики и санкций России в отношении продукции европейского (в том числе и литовского) происхождения, сокращается количество грузов. Всё это означает простой транспортного парка и неполученные доходы.

А. Р. В декабре прошлого года объём экспорта из Литвы в Россию сократился на 18 проц. В этом году аналитики прогнозируют сокращение экспорта ещё на 25 проц.

Ю. М. Экономика соседних стран тесно связана. На сегодняшний день транспортный сектор Литвы несёт огромные убытки. Положение перевозчиков ухудшается. В условиях эмбарго на продукты питания, тысячи рефрижераторов потеряли свои заказы. Они стали перевозить продукцию лёгкой промышленности, и таким образом составили серьёзную конкуренцию перевозчикам, которые работают на тентах.

Э. М. Основная проблема заключается в падении курса рубля. Курс евро и доллара в отношении рубля вырос. Зарубежные компании из России уходят.

А. Р. На фоне сокращающегося грузопотока в Россию перевозчики вынуждены диверсифицировать свою деятельность, но переориентироваться не так-то просто. Небольшие компании, чей транспортный парк не соответствует европейским техническим стандартам, вынуждены отправляться на восток. В этом отношении российские перевозчики были в более выгодном положении – они могли использовать дешёвое топливо, им были знакомы маршруты перевозок в этом направлении. Новые направления для литовских перевозчиков означают увеличение затрат на перевозку в связи с дополнительными налогами (за проезд по дорогам, мостам, тоннелям, переправу на паромах).

Ю. М. Поймите серьёзность ситуации: латыши, поляки, чехи, венгры – все, кто отправлялся в Россию, – должны переориентироваться. Другой серьёзный момент – в ожидании грузов перевозчики выстраиваются в очередь. Цена за перевозки упала не только в Литве, но и в других странах Европы. Чиновники «старой» Европы – Германии, Франции – предпринимают попытки создать для своих перевозчиков исключительные условия.

А. Р. Какие планы у литовских предпринимателей насчёт будущих перевозок в Российскую Федерацию?

А.Н. Мы от этого рынка не отказываемся, и будем продолжать на нём работать. Правда, масштабы могут быть несколько меньше, чем пару лет назад. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, России необходимы услуги международного транспорта, потому что местные транспортные компании не могут обеспечить услуг в полном объёме.

А. Р. При перевозке грузов в страны СНГ, литовские перевозчики сталкиваются с профилем риска и усиленным контролем документов. При перевозке грузов в Европу, литовские перевозчики сталкиваются с нечестной конкуренцией на основании законодательства о минимальной заработной плате. При перевозке грузов в скандинавские страны, литовские перевозчики сталкиваются с высокими требованиями «зелёной политики» и необходимостью вкладывать средства в обновление транспортного парка. В совокупности это серьёзные вывозы не только для многих владельцев транспортных компаний, но и для политиков. Ведь взнос перевозчиков есть и в тех 12 проц. валового внутреннего продукта, который создаёт весь транспортно-логистический сектор Литвы.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0