Стекломоющая жидкость для автомобиля: что должны знать перевозчики?

IMG_8592

Хорошая видимость – один из основных моментов, предотвращающих образование аварийных ситуаций и обеспечивающих безопасность дорожного движения. Если у водителя перед глазами не чистое стекло, а мутный заслон, покрытый слоем грязи, масел, сажи и т.д., то промахнуться может даже самый опытный и осторожный профессионал. Теоретически, эта проблема решается довольно просто – если только стекло автомобиля не покрыто трещинами, щётки стеклоочистителей не изношены, а в бачке для стекломоющей жидкости находится не вода из придорожного пруда. На практике всё обстоит несколько сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Немного истории

Несмотря на стремительное развитие и эволюцию транспортных средств, с момента начала автомобильной эры некоторые решения остались практически без изменений. Например, назначение и принцип работы стеклоочистителей не изменились с тех пор, когда в 1903 г. изобретатель Мари Андерсон придумала и запатентовала идею колебания щеток стеклоочистителей. В голове дамы идея этого механизма возникла во время одной из её поездок в Нью-Йорк. Шёл проливной дождь, и водитель автомобиля, в котором находилась Мари, был вынужден ехать при открытом лобовом стекле– иначе дальше носа автомобиля ничего не было видно. Изобретательная женщина предложила решить проблему с помощью незамысловатой конструкции, закреплённой на лобовом стекле – резиновой щётки, соединённой с небольшой рукояткой. Поначалу идея Мари была встречена с сопротивлением – многим казалось, что движущиеся перед глазами водителя стеклоочистители будут создавать неудобство и отвлекать водителя от дороги, однако с 1916 года этот элемент стал неотъемлемой частью любого легкового и грузового автомобиля.

Другая немаловажная система – система омывания автомобильных стёкол – была изобретена в 1930 году. Автором этой идеи стал автомеханик из Уругвая Гектор Суппици Седес. Сегодня стекломоющая жидкость распыляется на стёкла короткими прямыми, веерообразными струями или подаётся прямо на щётки стеклоочостителей, однако со времени первоначальной идеи в работе стекломоющей системы мало что изменилось.

Открытия химиков из компании «Lesta»

Наблюдая за стремительным развитием технологий, можно предположить, что в XXI веке и стеклоочистители, и стекломоющая жидкость постепенно уступят место более современным технологиям. Например, специалисты из великобританского подразделения «McLaren» заявили о том, что собираются в автомобильной промышленности применить приём военной авиации – очищать стёкла ультразвуком. С помощью этой технологии на поверхности стекла создаётся микровибрация, вследствие чего капли дождя, брызги грязи, снег, останки насекомых и другие осадки просто отскакивают.

Однако, несмотря на эти довольно амбициозные планы, в настоящее время даже в самых современных «суперавтомобилях» всё ещё используются традиционные системы обеспечения лучшей видимости. На первый взгляд всё очень просто: нужно не заниматься «самодеятельностью» и не наполнять бачок для стекломоющей жидкости «коктейлями» собственного производства (например, смесью воды и жидкости для мытья посуды). Тем не менее, в жизни всё происходит несколько иначе. Зачастую водители, приобретающие стекломоющую жидкость в специализированных магазинах, бывают бессильны бороться с загрязнениями определённого типа (останками насекомых или следами масел). Более того – некоторые химикаты причиняют серьёзный вред не только пластиковым деталям автомобиля, но и здоровью водителя. Чем вызваны такие проблемы, и почему в торговых точках всё ещё можно купить не решение проблем, а новую «головную боль»?

IMG_6870

По словам Живиле Думчювене, технолога компании «Lesta» (одной из старейших литовских компаний химической промышленности), потребность в стекломоющей жидкости, которая намного эффективнее обыкновенной воды, появилась сравнительно недавно – практически одновременно с увеличением числа иностранных автомобилей в литовском транспортном парке.

«Специалистов в этой области было довольно мало, так как в советские времена бывшие сотрудники лаборатории Литовского завода бытовой химии занимались исключительно обузданием коррозии тогдашних „жигулей“ и „москвичей“ – в то время эта проблема считалась настоящим кошмаром автовладельцев.  Работать с другими эксплуатационными жидкостями – антифризом, тормозной жидкостью и стекломоющей жидкостью – они начали значительно позже, при этом у них не было необходимого опыта и специфических знаний. Следует признать, что долгое время никто не обращал внимания на такую „мелочь“, как вода, хотя именно правильная подготовка воды оказывает огромное влияние на качество окончательного продукта. Если в производственном процессе использовать неочищенную воду из водопровода, то стекломоющая жидкость, произведённая на основе такой воды, очень быстро засорит распылитель, а моющие свойства жидкости не смогут улучшить даже самые качественные добавки. Когда мы начали вникать в эти технологические нюансы, мы заметили, что при смешивании одних и тех моющих веществ и других составляющих с водой, отличающейся по своему химическому составу, мы получаем результаты, довольно сильно отдалённые от намеченного стандарта», – отмечает Ж. Думчювене.

Старожилы компании «Lesta» признали, что молодые специалисты, присоединившиеся к команде опытных химиков, занялись изучением свойств воды и в очень короткие сроки узнали о воде всё, что только известно в современном научном мире. Их следующим шагом стала разработка новой производственной технологии и создание сложной системы очистки воды.

«Позднее наши специалисты подготовили соответствующую методику по контролю за качеством производства, компания стала уделять больше внимания отбору производственного сырья, анализу совместимости сырьевых компонентов и их влиянию на свойства окончательного продукта. Примерно четыре года тому назад все эти усилия позволили нашей компании сделать существенный качественный скачок», – говорит технолог «Lesta».

Последствия побочного действия

Интересно то, что в течение нескольких последних лет тон крупных торговых центров при ведении переговоров с производителями стекломоющей жидкости заметно изменился. Если раньше торговые центры делали акцент на цену и цвет, то сейчас производитель своё утверждение наподобие «мой продукт очень хороший» обязан доказать результатами лабораторных исследований. Вполне вероятно, что в лагере производителей автомобильной химии (а он в Литве очень большой) такой подход вызовет некоторую суматоху. На вопрос, сколько «игроков» может участвовать в борьбе за благосклонность водителей, Ж. Думчювене не задумываясь перечислила 10 конкурентов «Lesta».

«Однако, когда мы стали разбираться, кто есть кто, мы в скором времени поняли, что из этой десятки в лучшем случае только три компании знают точно, что делают. Остальные производители стекломоющей жидкости заполняют рынок продуктами, мягко говоря, сомнительного качества», – говорит технолог «Lesta».

Социологический опрос водителей показал, что в зимнее время основным критерием выбора стекломоющей жидкости является температура замерзания, на втором месте – «качество», на третьем – стоимость продукта. Однако, на практике основным критерием выбора жидкости является именно стоимость продукта.

«Специалисту, проводящему лабораторный анализ состава стекломоющей жидкости, становится очевидно, что дешёвые продукты либо не могут отличаться теми свойствами, которые декларирует их производитель, либо не могут дёшево стоить, потому что производитель просто не в состоянии купить некоторое сырьё, определяющее моющие свойства жидкости. В некоторых случаях мы просто видим результат того, что кто-то просто смешал „неизвестно что с неизвестно чем“. В результате таких экспериментов грязь со стекла не смывается, а наоборот, размазывается, и через некоторое время вся стекломоющая система засоряется осадками. Веерообразные распылители особенно чувствительны к некачественной стекломоющей жидкости. Более того – от очень „агрессивной“ жидкости щётки стеклоочистителей и пластиковые корпусы фар через несколько месяцев могут начать распадаться», – говорит Ж. Думчювене. Кстати, компания, в которой работает наш собеседник, единственная в странах Балтии проводит лабораторные исследования существующих на рынке специализированных продуктов.

«Метаноловая кадриль»

Но самой большой опасностью специалисты «Lesta» называют попытки улучшить морозоустойчивость стекломоющей жидкости при помощи метанола. Спирт этого типа отличается особой токсичностью, поэтому отравиться его парами можно даже во время омывания стёкол.

«Чем ниже морозоустойчивая температура жидкости, тем больше в ней метанола. Метанол относительно недорогой, поэтому его используют те производители, которые делают акцент на „хорошую цену“. Если в состав стекломоющей жидкости входит до 10 проц. метанола, такой продукт классифицируется как опасный для здоровья. Если метанол составляется более 10 проц., такой продукт должен быть обозначен как токсичный, при этом в розничной торговле его вообще не может быть. К сожалению, картина товаров, находящихся на прилавках магазинов принадлежностей для автомобилей, оставляет желать лучшего – некоторые производители не утруждают себя надлежащей маркировкой продуктов с содержанием метанола», – предупреждает эксперт.

IMG_6911

По словам Ж. Думчювене, руководители крупных транспортных компаний, едва услышав объяснение о том, как метанол воздействует на человеческий организм, меняют своё мнение, и вместо дешёвой жидкости (как правило, закупаемое количество измеряется бочками) покупают более дорогую, но менее вредную для здоровья.

«В данном случае на одной чаше весов лежат повышенные эксплуатационные расходы, на другой – угроза здоровью водителей. Несмотря на то, что те времена, когда стекломоющую жидкость кое-кто ухитрялся перерабатывать в „бренди“ и употреблять внутрь, уже прошли (эту проблему производители жидкости решили с помощью добавления горького вещества «Bitreks»), тем не менее, перепутать метанол с этиловым спиртом очень легко. Если задать вопрос, хотел бы кто-нибудь гораздо хуже видеть на пять лет раньше, чем в организме начнёт происходить естественный процесс старения, ответ приходит сам собой», – говорит технолог «Lesta».

Медики предупреждают, что от 10 миллилитров метанола человек может полностью ослепнуть. При лёгком отравлении этим веществом может нарушиться зрение (появиться нечёткое изображение предметов, расширение зрачков, двоение в глазах, сужение поля зрения), развиться острое воспаление почек или поджелудочной железы, могут появиться судороги или более того – человек может впасть в кому.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 108
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0