Стресс за рулем — бомба замедленного действия

shutterstock_207929932

Статистика говорит, что в 17 проц. дорожно-транспортных происшествий, заканчивающихся гибелью людей, участвуют и грузовые автомобили. 90 проц. таких аварий происходят в результате человеческих ошибок.Следует отметить, что главными виновниками аварий чаще бывают другие участники дорожного движения, а не водители грузовых автомобилей. Но несмотря на это, они, как участники инцидента, испытывают огромный шок, который может нанести их здоровью серьезный вред. Медики говорят, что появившийся страх, тревога, нарушение сна, отсутствие чувства безопасности и уверенности в своих силах, чувство вины могут быть симптомами посттравматического стресса, нарушающими ритм повседневной жизни.

 

Одни ошибки порождают другие

О том, что в условиях интенсивного движения каждая, даже самая незначительная, мелочь может повлечь за собой лавину проблем, написано хоть отбавляй. Но одно дело — прочесть, а другое — увидеть все своими глазами. Несколько недель тому назад одному из наших сотрудников довелось быть очевидцем двух инцидентов, произошедших с интервалом в 15 минут. «Героем» инцидентов был водитель автобуса. Мужчина солидного возраста, пытаясь с площадки гостиницы повернуть на оживленную улицу Стокгольма, на мгновение «разинул рот» и не заметил, что впереди него остановился другой автобус. Так как расстояние между транспортными средствами было микроскопическое, бедняга ударил автобус коллеги в задний левый угол и выбил фары. Его собственные потери — расколотое лобовое стекло и испорченный механизм стеклоочистителей.

Несмотря на то, что этот инцидент был довольно «безболезненным», водитель так расстроился, что от его дрожащих рук трясло весь автобус. «Дивидендов» от такого состояния долго ждать не пришлось: погрязший в своих мыслях водитель вылетел на пешеходный переход на красный сигнал светофора. И только в последнее мгновение, когда он сумел из последних сил нажать на педаль тормоза, ему удалось избежать действительно большого несчастья — до женщины с цветистым зонтиком, переходившей улицу, оставалось не более полуметра….

Было абсолютно ясно, что такая аварийная ситуация не сложилась бы, если бы рассеянный шведский водитель пятнадцать минут назад не «поцеловался» с другим автобусом и не разнервничался по этому поводу. Такие догадки подтверждают и результаты опроса, проведенного по заказу одной немецкой страховой компании. Они показали, что даже 40 проц. водителей, попавших в серьезную аварию, были озлоблены или напуганы поведением другого водителя. По словам экспертов, проводивших опрос, за год в Германии — в происшествиях, вызванных психологическим напряжением — погибает примерно 750 человек и наносится ущерб, равный 900 млн евро (3 млрд 107 млн литов).

Специалисты страховой компании «ERGO» рассказывают, что иногда после ДТП водители приходят в такое расстройство, что не в состоянии выполнять элементарные вещи.

«Вот одно из недавних происшествий — клиент Kasko по телефону сообщил о происшествии и указал, что его автомобиль скатился с горы и перевернулся. Но когда мы попросили указать место, где можно осмотреть автомобиль, клиент ответил, что не знает, где он находится. Позже мы узнали, что мимо случайно проезжала полицейская машина, ее экипаж увидел перевернутый автомобиль, но водителя на месте происшествия не было. Поэтому автомобиль на платформе отбуксировали на охраняемую площадку. Позднее клиент в своем объяснительном письме указал совсем иные обстоятельства происшествия — за рулем автомобиля находился он, в какой-то момент он не справился с управлением, вследствие чего съехал с дороги и перевернулся, а с места происшествия удалился. По словам из объяснительного письма — “растерялся и с места происшествия удалился“. Данное обстоятельство ни у кого сомнений не вызывало», — говорила Лина Якучёнене, директор компании «ERGO» по корпоративной коммуникации.

Похожие действия могут рассматриваться как попытка скрыть обстоятельства аварии и создать препятствия для ее расследования с целью получить страховую выплату.

«Поперечный разрез» аварий

 

Ежегодно на дорогах Европейского Союза погибает более 7 тыс. человек, а в столкновениях с грузовыми автомобилями примерно 100 тыс. наносятся телесные повреждения. Специалисты, анализирующие ДТП, утверждают, что человеческий фактор —недостаток внимания, неадекватная оценка текущей обстановки — влияет примерно на 90 проц. всех происшествий. Если в сложных условиях (скользкая дорога, плохая видимость и др.  — эти обстоятельства влияют на 30 проц. происшествий) ехать на технически неисправном транспортном средстве, «обутом» в изношенные покрышки, и с неэффективно работающими тормозами (10 проц. случаев) — до несчастья рукой подать.

Сложно оценить, сколько дорожных происшествий становятся следствием невнимательности водителей, но эксперты согласны, что их не так много.  Такие аварии можно разделить на две категории: первая — когда водитель устал и не может сконцентрировать внимание, вторая — когда уровень концентрации водителя достаточный, но его беспокоят внешние раздражители.

Отличить такие аварии можно по следам торможения — их или вообще нет, или они появляются значительно позже. Кроме того, местом инцидента нередко становится какой-нибудь «невинный» поворот после продолжительной прямой, а аварии происходят в то время, когда рабочий день водителя подходит к концу, и на его реакции начинает сказываться усталость.

 

 «Осадки», оставшиеся после несчастных случаев

Психологи отмечают, что около 10 проц. людей, переживших автоаварии, испытывают тяжелые симптомы посттравматического стресса, которые могут продолжаться в течение всей оставшейся жизни. Иногда людей, попавших в детстве в аварию, всю жизнь преследует страх путешествий на «неблагополучном» транспортном средстве, легкая паника, тело охватывает дрожь и беспокойство о том, удастся ли достичь цели путешествия.

По словам Витаутаса Вижиниса, медицинского психолога Алитусской больницы имени Стасиса Кудирки, каждый человек переносит стресс индивидуально, поэтому у него есть право выбирать наиболее подходящие способы преодоления стресса. Если реакция на стресс затягивается, длится долго и интенсивно, нужно обращаться за помощью к профессионалу. По мнению специалистов, ощущения, вызванные аварией, со временем должны угасать и исчезнуть полностью. Но бывают случаи, когда происшествие кардинально меняет привычную жизнь человека — он не способен вернуться к обычной повседневной деятельности, не может работать. Если в аварии погибают люди, оставшиеся в живых испытывают чувство вины. Оно намного сильнее, чем чувство беспокойства.

Психологи отмечают, что несмотря на то, что никто не хочет вспоминать о происшедшем, а тем более рассказывать об аварии в подробностях, открытый разговор может помочь избавиться от тяжелых воспоминаний и от стресса.

 

Советы водителям, как вести себя при ДТП:

1. Надо знать, при каких обстоятельствах достаточно заполнить декларацию дорожно-транспортного происшествия, а при каких необходимо вызывать полицию. Полицию необходимо вызывать тогда, когда в ДТП пострадал человек, был нанесен ущерб имуществу, хозяина которого нет на месте происшествия. Полицию необходимо вызывать и тогда, когда водители не могут договориться о вине сторон, не согласны подписать декларацию дорожно-транспортного происшествия. Должностных лиц следует вызывать и тогда, когда есть подозрение, что водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

2. Не убирать автомобиль с места происшествия до тех пор, пока не будет заполнена декларация дорожно-транспортного происшествия, или на его место не прибудут сотрудники полиции. Бывают случаи, когда водители о том, кто виноват, договариваются между собой устно, а декларацию ДТП заполняют после того, как отодвинули свои автомобили на обочину. Позднее это может стать причиной разногласий при заполнении декларации ДТП, водитель, признавший свою вину, может изменить свое мнение. Если автомобили были отодвинуты с места аварии без снимка ситуации, что-либо доказать будет очень сложно. Кроме того, тех, кто не соблюдает этих правил, полиция может привлечь к ответственности за удаление с места происшествия.

3. При заполнении декларации ДТП необходимо не спешить и проверять вносимые данные. В аварии люди попадают не каждый день, поэтому понятно, что избежать стресса не удается. В таких случаях следует постараться успокоиться, заполнять декларацию не спеша и последовательно. Если вы не уверены, кто виноват в происшествии, в любое время суток можете звонить по краткому номеру телефона и проконсультироваться с экспертами страховой компании. Правильно заполненные декларации помогут страховым компании быстрее возместить ущерб. Основная и наиболее часто встречающаяся ошибка — подпись обоих водителей или ни одного из участников ДТП в графе декларации, где должен расписаться виновник происшествия. В тоже время неподписанная декларация приравнивается непредоставлению никакой декларации, потому что считается, что никто из участников ДТП на себя вину не взял.

4. Не спешите и обратите внимание на то, правильно ли внесены в декларацию данные виновника ДТП, есть ли в графе декларации, где должен расписаться только виновник, его подпись — бывают случаи, когда виновник предоставляет неверные данные, и позднее его идентифицировать невозможно. В таких случаях, когда виновник происшествия не установлен, страховая компания возместить ущерб не может. Бывает и так, что лицо, у которого нет страхового полиса, пытается уговорить потерпевшего внести в декларацию более позднюю дату происшествия, или другим образом ее фальсифицировать. Советуем не идти на такие авантюры, потому что ответственность за фальсификацию декларации лежит на обоих водителях. Если виновником аварии является незастрахованный водитель, возмещение ущерба потерпевшей стороне администрируют члены литовского Бюро страховщиков транспортных средств.

5. После дорожно-транспортного происшествия как его виновник, так и потерпевшая сторона должны в течение трех рабочих дней обратиться в страховую компанию виновной стороны. Каждый водитель имеет право выбрать наиболее приемлемый способ возмещения ущерба. Мы заметили, что водители, которым был нанесен незначительный ущерб, склонны о выплате договариваться по телефону, а участники более серьезного ДТП направляются в соответствующие предприятия ремонтировать свой автомобиль. Те, кто выбрал возмещение ущерба на основании телефонного сообщения, должны описать, что именно во время аварии было повреждено. Страховой эксперт в системе видит стоимость ремонтных работ и предлагает сумму страховой выплаты перевести на банковский счет. Водителю, который выбрал ремонт автомобиля в согласованном автосервисе, нужно связаться со страховой компанией и информировать о случившейся аварии.

*Эти рекомендации подготовили специалисты страховой компании «ERGO Insurance».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0