Цены на перевозку негабаритных грузов упали

dramblys

Подошедшая к концу зима – время надежд для компаний, которые занимаются перевозками крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Несколько последних месяцев на этом рынке были довольно спокойными, а с наступлением весны ожидается увеличение грузопотока негабаритных грузов.

Разрешения, которые на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов на территории Литвы выдаёт Государственная дорожно-транспортная инспекция (ГДТИ) – своего рода показатель, свидетельствующий о том, что перевозчики, работающие на этом рынке, могут смело говорить о его росте. Начиная с 2009 года, когда разрешений на перевозку негабаритных грузов было выдано на 22 проц. меньше, чем в 2008 г., поток этого вида грузов постоянно растёт: если в 2009 г. было выдано 5713 разрешений, то в 2014 г. выдано 11793 разрешения.

О России – противоречивые мнения

Представители транспортных компаний, с которыми беседовала редакция «CargoNEWS», согласились с тем, что маршруты перевозок негабаритных грузов бывают очень разные. Одни перевозчики специализируются на перевозках в западном направлении, другие – в восточном. Тем не менее, значительная часть негабаритных грузов отправляется именно из западных стран в Россию или другие страны СНГ. Нередко маршрут перевозок лежит через Литву, поэтому количество выданных ГДТИ разрешений отражает общую ситуацию – в 2014 г. разрешений на перевозку негабаритных грузов было выдано на 9 проц. больше, по сравнению с 2013 г.

Дайва Григонене, руководитель отдела компании «Erabalta», говорит, что среди перевозимых компанией грузов крупногабаритная техника, например, тракторы или объёмистое промышленное оборудование, встречается довольно часто. «Мы начинаем поиск специальной техники тогда, когда получаем информацию о грузе, видим чертежи и схемы, как будет выглядеть груз. В данное время в нашем распоряжении находятся 3 платформы, на которых мы без проблем перевозим крупногабаритные грузы. Есть ещё 2 универсальные платформы, которые можно приспособить к перевозке различных грузов. Когда мы знаем, какой груз повезём, получить разрешение несложно. Это занимает день или два – наша компания на этом рынке работает давно, а порядок перевозки крупногабаритных грузов в последнее время не менялся. Видны признаки того, что после зимнего „штиля“  рынок оживляется – к нам поступает много запросов, увеличивается реальный грузопоток. Правда, цены нас не радуют».

По словам Д. Григонене, перевозка крупногабаритного груза из Вильнюса в Москву стоит 1000 – 1500 евро. Как и в других сегментах, цены на перевозку крупногабаритных грузов упали. В указанную цену (следует сказать, что разрешение на перевозку крупногабаритного груза оплачивает заказчик) входит сопровождение на территории России, так как эскорт в таких случаях часто бывает необходимым. Кроме того, к перевозке негабаритного груза должны быть готовы другие службы – например, может потребоваться временно отключить энергоснабжение (перерезать, а затем вновь подключить провода электропередачи), чтобы грузовики могли безопасно продолжать движение. О том, что придётся временно снять некоторые знаки дорожного движения, а потом вновь их установить, можно даже не говорить.

Андрюс Синица, замдиректора компании «Maretas», говорит, что российский рынок труднопредсказуемый. Вот уже более двух десятилетий эта компания специализируется на перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и сложных грузов: «Пытаться предсказать, сколько времени займёт оформление разрешений – неблагодарное занятие. Теоретически российские учреждения должны дать ответ в течение 10 дней, но иногда этот срок может растянуться более, чем на две недели. И некому жаловаться, и негде искать правду – ждём, и всё. Такова специфика работы на восточном рынке», — говорит один из руководителей «Maretas».

С ним согласен Михаил Зарипов, директор компании «Krilena». Несмотря на то, что перевозками негабаритных грузов в Россию, Казахстан и другие страны Средней Азии компания занимается 15 лет, приспособиться к условиям перевозок довольно нелегко. В этом году требования к выдаче разрешений стали ещё строже. Правда, работу некоторых звеньев по выдаче разрешений компьютеризировали, но ожидание иногда доводит до отчаяния. Поговорка «время – деньги» в этом бизнесе понимается в прямом смысле. К тому же, девальвация национальных валют России, Беларуси и Казахстана… Даже дешёвое топливо (0,5евро за литр) иногда не утешает… Но со всем этим – строгими требованиями, непредсказуемым временем ожидания разрешения, обязательным полицейским сопровождением – приходится мириться.

В Западной Европе тоже несладко

Утверждать, что в России работать сложно, а в Западной Европе – легко, было бы неверно. Если вам, например, нужно перевезти крупногабаритный груз через Бельгию, будьте готовы к тому, что разрешения придётся подождать. Создаётся впечатление, что должностные лица этой страны не спешат. Точно также, как и французы – выдача французского разрешения может отнять больше времени, чем выдача бельгийского разрешения.

Несмотря на то, что немцы славятся своей точностью и пунктуальностью, для того, чтобы получить немецкое разрешение, тоже требуется время: Германия состоит из 16-и федеральных земель, в каждой земле есть свои определённые требования. Если маршрут перевозки будет проходить через Баварию, где-то недалеко от Мюнхена, на выдачу разрешения отведите два или три дополнительных дня.

Заявка на выдачу разрешения предъявляется в соответствующие национальные учреждения Германии. Они, зная маршрут перевозки, должны согласовать разрешение с местными властями.

В последнее время в Западной Европе перевозка особо крупных грузов стала нелёгким видом деятельности. В связи с общим сокращением грузопотока, перевозками крупногабаритных грузов занялись компании, у которых есть техника, но нет заказов. Такие компании свои услуги предлагают по более низкой цене, поэтому старожилам рынка приходится пересматривать ценовую политику. Естественно, в сторону понижения цен за услуги.

Правда, в странах Западной Европы разрешения на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов стоят относительно недорого. Если сравнить с… Нет, не с Россией. С Литвой. «Маленький негабарит» — если так можно назвать грузы, ширина которых незначительно превышает 3 метра – попадают в категорию грузов, которые можно перевозить по разрешению, действительному в течение полугода или года», – говорит директор «Krilena» М. Зарипов. «Если клиент сегодня прислал заявку, завтра мы можем забирать груз и начинать его перевозку. При условии, что добраться до места погрузки достаточно удобно. Но если груз очень большой, и для его перевозки нужно одноразовое разрешение, всякое бывает, особенно при работе с итальянскими заказчиками. Ждать разрешения 2 или 3 недели – это нормально.  Но был случай, когда пришлось ждать разрешения 5 недель, и поступил ответ, что разрешение выдано не будет. Сложно», – говорит собеседник.

Лидеры – латыши

На этом нелёгком и специфичном рынке латыши чувствуют себя просто прекрасно. В Европе их по праву можно называть перевозчиками негабаритных грузов номер один. Только лишь в Лиепае можно насчитать более десятка компаний. Крупных компаний, у которых в транспортном парке насчитывается 15 или более специальных машин, приспособленных к перевозкам таких грузов.

Лидерству латышей способствует и Лиепайский порт, который составляет серьёзную конкуренцию Клайпедскому порту.

Литовские разрешения – дорогие

Перевозить через Литву груз весом в 100 тонн – это вызов, но только не для старожил этого рынка. А. Синица говорит, что котлы, которые его компания перевозила в Мажяйкяй и Паневежис (они весили примерно 100 тонн) – не самый тяжёлый груз в истории «Maretas». Компании приходилось перевозить груз, который весил 220 тонн. А своего рода «визитной карточкой» компании А. Синица называет груз шириной в 9 метров, который через Литву направлялся в Беларусь. Для перевозки этого груза потребовалось много подготовительных работ и слаженных действий всех структур.

И денег для разрешений. «Нам очень обидно, что за разрешение на перевозку такого груза мы платим, например, 3000 евро, в то время как в Латвии такое разрешение стоит 400 – 500 евро. Понятно, что ГДТИ, выдавая разрешение, выполняет приказ сверху, ведь не эта служба устанавливает цены. Даже то обстоятельство, что несколько лет тому назад цены были снижены, ничего не меняет – литовские разрешения на перевозку негабаритных грузов одни из самых дорогих в ЕС», – говорит А. Синица.

Проводится поиск новых рынков

Одной из целей М. Зарипов называет освоение быстрорастущего рынка Монголии. В этой очень перспективной для перевозчиков стране стремительно развиваются различные отрасли промышленности, в том числе и добыча меди и золота. Оборудование для этой промышленности выпускают крупные европейские концерны, поэтому поток негабаритных грузов из Германии или Голландии в Монголию очень возрос. Как удастся литовским перевозчикам утвердиться в рядах тех, кто возит негабаритные грузы в Монголию, покажет время. Потому что за этот перспективный «кусок хлеба» — несмотря на то, что он очень далеко от дома – готовы бороться многие. Но выживут самые опытные и самые лучшие. И необязательно это будут те перевозчики, которые предложат наименьшую цену.

Какие грузы называются негабаритными?

В каждой стране установлены отдельные стандарты. Но в большинстве стран транспортное средство – с грузом или без него – считается негабартиным, если превышает одно из нижеуказанных значений:

  • По высоте от поверхности проезжей части – 4,0 м;
  • По ширине – 2,5 м (для изотермических фургонов – 2,6 м);
  • По длине – 18,35 м (с полуприцепом – 16,5 м);
  • Свес превышает 2,0 м.

Транспортное средство (с грузом или без него) считается тяжеловесным, если общая допустимая масса превышает 40 тонн, а максимальная нагрузка хотя бы на одну ось превышает 10 тонн.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся (если это возможно) по частям. Перевозить такие грузы на автомобилях разрешается только в том случае, если их невозможно перевезти другими видами транспорта.

Подробная информация о требованиях и разрешениях на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов находится, как правило, на сайтах национальных ассоциаций перевозчиков. На сайте ассоциации «Linava» находится информация на литовском языке. С ней можно ознакомиться, перейдя по ссылке

Комментарии

Voroncova Svetlana 2015-04-22 18:41

Абсолютно согласна с предидущим комментатором. Госпожа Дайва Григонене явно некомпетентна в вопросах фрахтов на негабариты, да и вся остальная, озвученная ею информация подана непрофессионально. С компаниями Маретас и Кривлена знакомы и сотрудничали. Эти люди знают толк в этом деле. Но статья явно заказная. В фирму Erabalta я бы точно не обратилась.

Stadub Vitaly 2015-03-25 09:52

Вильнюс - Москва за негабарит, пускай даже малый, пускай без разрешений, ехать за 1000-1500 евро!!! OMG! Не стыдно ?? Такое даже вслух нельзя произносить, не то что в масс-медиа публиковать


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0