Электронный усмиритель для пьянствующих водителей

shutterstock_67215091

Эксперты по безопасности дорожного движения утверждают, что пьяные водители – это одна из трёх основных причин, по которым на дорогах происходят самые серьёзные происшествия. Нетрезвый водитель грузового автомобиля способен в одно мгновение превратить свою машину в оружие массового уничтожения, раздавливающее всех, кто попадётся у него на пути.

Говорить о последствиях такого безответственного поведения за рулём не приходится. Редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться, каким образом можно предотвратить эту серьёзную проблему.

Что творит алкоголь с организмом человека

Во-первых, следует вспомнить, почему такая, на первый взгляд, безобидная мелочь как бокал вина или кружка пива считается смертельно опасной для тех, кто намеревается сесть за руль автомобиля. Любые доводы об «индивидуальной биологической норме» медики считают демагогией, потому что алкоголь – в каком количестве он бы не принимался – ослабляет основные физические и умственные способности человека, которые при вождении становятся жизненно важными.shutterstock_41863420

Алкоголь нарушает работу центральной нервной системы, поэтому реакция человека на происходящее замедляется на 10 – 30 проц. Поле зрения человек, находящегося под воздействием алкоголя, сужается, одновременно с этим физиологическим процессом драматически меняется чувство расстояния и появляется риск того, что, будучи в состоянии алкогольного опьянения, человек неправильно определит условия движения и возможные опасности. Даже относительно небольшая доза принятого алкоголя влияет на остроту зрения – изображение становится расплывчатым, и водитель не может различать дорожные знаки.

Сев за руль, слегка подвыпивший человек, как правило, чувствует себя очень самоуверенно. Ему кажется, что он вполне адекватен, что может действовать точно и быстро. Медики утверждают, что это чувство очень обманчиво: алкоголь притупляет все рефлексы человеческого организма, поэтому человек неспособен принимать правильные решения. У одних людей такое состояние может появиться от большого количества алкоголя, у других – от одной рюмки.

Более того – любое количество алкоголя влияет на зрение (замедляется работа глазных мышц), слух, восприятие цвета. По этим причинам нетрезвый водитель может не заметить идущего через дорогу пешехода или неправильно понять сигнал светофора. Кроме того, нетрезвые водители способны сконцентрировать своё внимание только на центральное изображение – т.е. видят только те объекты, которые находятся прямо перед глазами, и очень часто не замечают людей или машин, приближающихся по второстепенной дороге. Водитель не в состоянии оценить положение своего автомобиля на дороге, не в состоянии оценить расстояние между двумя автомобилями, не в состоянии координировать свои действия и реагировать на дорожные знаки. Вдобавок ко всему, нетрезвый человек становится сонным, что крайне опасно, если он находится за рулём.

Исследования показали, что пьяные водители гораздо чаще, чем трезвые, превышают скорость и забывают пользоваться ремнями безопасности. Такие действия напрямую связны с несчастными случаями, произошедшими после употребления алкоголя. При уровне алкоголя 0,2 промилле (и меньше) водителю становится труднее правильно воспринимать визуальную информацию. Если концентрация алкоголя в крови доходит до 0,5 промилле – риск попасть в ДТП возрастает в несколько раз. А 0,9 промилле специалисты считают просто катастрофическим пределом, так как водители с таким количеством алкоголя в организме рискуют попасть в ДТП в 11 раз чаще, чем трезвые водители.

«Тяжеловесный» риск

Статистика аварийности в Литве говорит о том, что грузовые автомобили участвуют в 10 проц. всех ДТП, однако ДТП с участием грузового транспорта уносят почти четверть человеческих жизней. Грузовой автомобиль почти в 20 раз тяжелее легкового, для того, чтобы грузовой автомобиль вовремя затормозил и остановился, тормозной путь должен быть на 40 проц. длиннее, поэтому в таких случаях любая ошибка почти всегда заканчивается трагически. Именно поэтому нетрезвые водители большегрузов становятся настоящим кошмаром руководителей транспортных компаний. Если ДТП произошло по вине нетрезвого «ваньки», то весь ущерб – от повреждения груза до ответственности за гибель людей – в порядке регресса обязан покрыть перевозчик.  В таких случаях размер ущерба может достигать сотен тысяч евро.

shutterstock_111211283«Мы прекрасно понимаем, чем чревато такое состояние водителя, поэтому ни один наш водитель не отправляется в рейс без проверки на алкотестере. К сожалению, на этом возможности администрации заканчиваются, так как никто не знает, что человеку взбредёт в голову во время рейса, и как он надумает провести свой регулярный отдых. Остаётся надеяться на то, что водитель будет вести себя благоразумно и ответственно», – говорит директор компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа.

На вопрос, не думало ли руководство компании об установке в грузовые автомобили так называемых «противоалкогольных замков», собеседник ответил, что эти приборы водители могут легко обойти, поэтому компания воздержалась от инвестиций в такие «предохранители».

«Должен сказать, что в последнее время я не интересовался тем, что предлагают производители. Но если „противоалкогольные замки“ нового поколения на самом деле исключают возможность управлять автомобилем в нетрезвом состоянии – мы, несомненно, не станем экономить на таких вещах», – заверил В. Пяледа.

Решения существуют

Нямунас Абукаускас, руководитель отдела безопасности дорожного движения в Дирекции автомобильных дорог Литвы, рассуждая на тему о «пьяных» авариях, подчеркнул, что в настоящее время «противоалкогольные замки» являются одним из наиболее эффективных способов борьбы с нетрезвыми водителями.

«Безусловно, было бы идеально, если бы люди просто перестали употреблять алкоголь – решилось бы множество проблем не только на дорогах, но и в быту, в взаимоотношениях. К сожалению, трудно представить, чтобы такое произошло в обозримом будущем, поэтому мы приветствуем любые шаги, которые могут снизить риск любых происшествий, связанных с употреблением алкоголя», – говорит Н. Абукаускас.

Специалист по безопасности дорожного движения рассказал о действующих в скандинавских странах реабилитационных программах для водителей, у которых есть проблемы с употреблением алкоголя. Суть программ заключается в том, что в автомобили водителей, попадающих в группу риска, устанавливаются современные «противоалкогольные замки», которые блокируют механизм приведения двигателя в рабочее состояние (если водитель нетрезвый), и так «перевоспитывают» проблемных водителей без отстранения их от работы.  Если алкотестер показывает хотя бы 0,1 промилле, автомобиль не сдвинется с места, но при этом водитель, которому назначен штраф за вождение в нетрезвом состоянии, может продолжать работать в течение срока действия штрафа, когда он полностью трезв. Это своего рода «условное наказание», по окончании которого многие водители-участники реабилитационных программ соглашаются оставить «противоалкогольные замки» в своих автомобилях.

Результаты нескольких исследований показали, что реабилитационные программы и блокирующие устройства работают довольно эффективно. Число аварий, причиной которых были нетрезвые водители, сокращается, сокращается также и число повторных нарушений, сделанных нетрезвыми водителями. В 2013 г. Финляндия объявила отчёт об итогах применения «противоалкогольных замков». Выяснилось, что в течение 4 лет с момента запуска экспериментальной программы, повторные нарушения сделали лишь 6 проц. водителей, в автомобилях которых были установлены блокирующие устройства. В предыдущие годы, когда блокирующие устройства не применялись, повторные нарушения делали 30 проц. водителей.

В дискуссии о «противоалкогольных замках» очень часто звучит один вопрос: как избежать обмана в том случае, если пробу на наличие алкоголя в крови сдаёт «добрый товарищ» водителя, используется надувной шар с содержащимся в нём выдохнутым воздухом из лёгких трезвого человека и т.д.?

Комментируя подобные ситуации, замдиректора компании «Alkotesteris» Евгений Леончик отметил, что при использовании «противоалкогольных замков» нового поколения, неизбежно проводится дополнительный контроль. Когда водитель заводит автомобиль и отправляется в путь, спустя некоторое время он обязан повторно сдать пробу на наличие алкоголя в крови. Если водитель отказывается это сделать (использовать алкотестер), то блокирующая система воспринимает это как возможность того, что за рулём автомобиля находится нетрезвый человек. В этом случае срабатывают дополнительные предостерегающие других участников движения механизмы – звуковая или световая сигнализация, а автомобиль начинает автоматически тормозить.635297241957835333

В некоторых «противоалкогольных замках» установлены видео камеры, которые фиксируют, кто находится за рулём автомобиля во время контрольной проверки – тот человек, которому позволено быть за рулём, или другой.«Цена противоалкогольного устройства зависит от того, какие функции устройство выполняет. Ориентировочно – примерно 1000 евро. По сравнению со стоимостью тягача или полуприцепа, это довольно небольшие деньги. Даже в том случае, если компания не может себе позволить купить такое устройство, его можно арендовать. Реабилитационные программы для водителей разработаны в семи европейских странах, участники программ используют эти устройства лишь в течении того времени, которое назначено в качестве наказания. В этом случае аренду устройства оплачивает нарушитель – за счёт его взносов руководство компании или другая контролирующая организация ежемесячно получает отчёт о том, сколько раз водитель пытался сесть за руль в нетрезвом состоянии. Если „терпение“ устройства испытывается постоянно или водитель прибегает к другим способам обмана – возникает логический вопрос, может ли такой человек выполнять доверенную ему работу. Иными словами – если водитель участвует в программе реабилитации, но никак не может отказаться от вредной привычки или прибегает к другим „обходным маневрам“, напрашивается вывод, что он страдает серьёзной алкогольной зависимостью», – говорит Е. Леончик.

Как с нетрезвыми водителями борются в европейских странах

Немецкая компания «Dräger» включила в «противоалкогольный замок» видео камеру. Камера фиксирует лицо проверяемого человека и определяет его личность.

В Швеции «противоалкогольные замки» установлены в 50 проц. коммерческих транспортных средств.

В портах Швеции также оборудованы стационарные алкотестеры, которые проверяют на трезвость водителей всех автомобилей, выезжающих с палуб морских паромов. Проверяют не только туристов, но и водителей грузовых автомобилей. Это проверка, которой никто не может избежать. Несмотря на то, что в своё время у некоторых людей такая система вызывала сомнения, жизнь показала, что ни поток туристов, ни поток грузовых автомобилей никак не сократился. А ездить по дорогам Швеции стало намного безопаснее.

В портовых кранах Копенгагена также установлены устройства, блокирующие запуск рабочих механизмов. Любые подъёмные краны начинают работать только тогда, когда есть стопроцентная уверенность в том, что операторы кранов явились на работу в трезвом виде.

В Финляндии блокирующие устройства обязательны в школьных автобусах и автомобилях медицинской помощи. Кроме того, ещё 10 000 автомобилей такси и автобусов работают с наличием таких устройств.

Во Франции водители любых транспортных средств обязаны иметь при себе готовые к использованию алкотестеры. Во время любой проверки сотрудники полиции могут потребовать предъявить алкотестер точно также, как водительское удостоверение или регистрационные документы автомобиля.

Также во Франции принят закон о том, что до конца 2015 г. блокирующие системы должны быть установлены во всех автобусах.

Если бы нетрезвые водители навсегда исчезли с европейских дорог, это позволило бы ежегодно сохранить 6 500 человеческих жизней.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0