Беды перевозчиков опасных грузов

11679

Перевозчики опасных грузов живут и работают, словно в отдельном государстве. Об этой сфере в транспортной отрасли говорится мало — не только из-за конкуренции, но и из-за специфики транспортировки опасных грузов. С первого раза только у половины водителей получается сдать экзамен на перевозку опасных грузов (ADR). И это не единственная проблема — не стоит забывать о несчастных случаях и особенно быстро меняющихся дорожных условиях.


Представитель Государственной дорожно-транспортной инспекции (VKTI) Айдас Вайткявичюс напоминает, что в Литве существует 11 учебных заведений по подготовке водителей к экзамену ADR. Водители, завершившие курсы, имеют возможность сдать экзамены в департаментах VKTI, располагающихся в 5 городах — Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шяуляй и Паневежисе. Экзамен ADR надо пересдавать каждые полгода. В год экзамен ADR сдаёт около 1000 водителей. Процесс обучения всё ещё не регламентирован — требования определены только для учебной базы, а форма обучения зависит от учебного заведения.


„В экзаменационных центрах используются одинаковые тесты, так что вопросы везде одинаковые. Изменение процентов сдачи экзамена зависит от учебного заведения“, — говорит А. Вайткявичюс.


Проблемы с экзаменами
 

Учебный центр государственного учреждения „Linavа“ также имеет право организовывать обучения ADR. По словам эксперта „Linavа“ по перевозке опасных грузов Лианы Гячиене, подготовленные на их курсах водители сдают экзамен в основном с первого раза. „Проценты сдачи экзамена ADR могли бы быть ещё выше, однако теперешний результат таков потому, что экзамен сдаёт много людей, для которых литовский язык — не родной.  Ведь и курсы, и экзамен организуются только на литовском. В нашем учебном центре работают 2 преподавателя. При необходимости материалы курсов переводятся на русский язык“, — объясняет Л. Гячиене.


А. Вайткявичюс согласен, что у русскоговорящих часто возникают проблемы при сдаче экзамена ADR: „Например, в Висагинском районе так исторически сложилось, что большинство жителей говорит по-русски. В прошлом году мы организовывали несколько дополнительных экзаменов для жителей из этих регионов — они могли сдавать экзамен с помощью переводчика“.
 

В Литве совсем недавно начали обсуждаться трудности, с которыми сталкиваются водители при сдаче экзамена  ADR. Литовский профсоюз водителей вместе с партнёрами из Швеции и Дании провёл исследование, целью которого было определить, имеют ли водители проблемы с написанием и чтением. Если эти навыки недостаточно сильны, то у водителя возникает ещё больше сложностей, особенно при сдаче ADR экзамена.


В исследовании участвовало 146 водителей. Результаты показали, что 7,6% водителей имеют проблемы с чтением и письмом. 3,5% респондентов ответили, что им очень сложно читать и писать. 38,2% признались, что иногда имеют проблемы, однако знают, куда обратиться за помощью.

 

Дислексия мешает сдать экзамен ADR?
 

Расстройства, от которых страдают водители, уже давно обсуждаются в Европе. Также ведётся поиск способов решения этих проблем.  В Литве термин „дислексия“ всё ещё остаётся чем-то непонятным для специалистов в транспортной сфере. Дислексия — это нарушение способностей чтения и письма. Немало водителей сталкиваются с этой проблемой, особенно при сдаче экзамена на вождение опасных грузов, по праву считающегося одним из самых сложных.


„В нашем учебном центре все получают 2000-страничную ADR книгу. Взяв её в руки, водители часто теряют дар речи, говорят: я в жизни ни одной книги не прочитал, а тут такой талмуд! Хочу напомнить, что не надо всю эту книгу учить наизусть, главное суметь в ней найти нужную информацию. Книгой можно пользоваться не только на протяжении процесса обучения, но и во время экзамена“, — говорит Л. Гячиене.


Эксперт по перевозкам опасных грузов уверяет, что если человек с какими-либо нарушениями пришёл учиться, то работники центра всегда готовы помочь ему всеми возможными средствами. В процессе обучения используются презентации, фильмы, учащиеся также имеют возможность выполнять тесты на компьютере, практические задания в группах или при помощи преподавателя.
 

Л. Гячиене уверяет, что в Литве уровень подготовки на курсах ADR очень высокий, экзамены также очень сложные. „Мы со своими коллегами из Дании и Швеции много общаемся на эту тему. Сравниваем тесты в Скандинавии и Литве. Оказалось, что даже некоторым преподавателям было сложно ответить на вопросы ADR экзамена“, — говорит Л. Гячиене.
 

400 литов за 42 часа


Минимальная продолжительность курсов ADR, регламентируемая директивами Европейского Союза — 37 часов, однако большинство учебных центров готовит водителей дольше. „Наша программа предусматривает 42 академических часа, но обычно мы работаем дольше.  Водители, не сдавшие экзамен с первого раза, могут продолжать пользоваться услугами центра: консультироваться с преподавателями, решать тесты на компьютере, слушать лекции с другой группой“, — Л. Гячиене рассказывает о специфике курсов ADR.
Цена сдачи экзамена ADR — 30 литов. В каждом экзаменационном центре экзамены организуются раз в неделю. Учебный курс ADR в учебном центре „Linavа“ стоит около 400 литов.
 

Председатель литовского профсоюза водителей Рамунас Нарбутас подчёркивает, что литовские водители избегают обсуждать свои проблемы, однако статистика сдачи ADR экзамена позволяет делать выводы, что водители испытывают трудности при сдаче экзамена. „В этом году экзамен ADR сдавало 905 человек, но прошло только 480, поэтому можно сделать вывод, что в Литве недостаточное внимание уделяется проблемам дислексии, а тем более не принимаются никакие меры по их решению“, — утверждает Р. Нарбутас.

 

 Снижаются тарифы на перевозки
 

Несмотря на сложности, возникающие у сдающих ADR экзамен водителей, у этого бизнеса есть и другая сторона медали. Перевозка опасных грузов в Литве — это очень узкая ниша. Те, кто попал в неё, руками и ногами держатся за свою позицию.
Согласно опросу членов и кандидатов в члены ассоциации „Linava“, только 2,2% занимаются перевозками в цистернах. Данные этого опроса также указывают на то, что количество перевозчиков цистернами не меняется — значит, на рынке не появляется новых „игроков“.
 

Ещё в прошлом году перевозчики жидких грузов говорили о том, что объёмы перевозок увеличились. В этом году ходят разговоры, что количество опасных грузов увеличивается. Несмотря на это, в прошлом году тарифы на перевозки опасных грузов снизились на 10-15%. Тем не менее, перевозчики, работающие в этой сфере, и их клиенты могут быть спокойны, в отличие от перевозчиков тентовыми полуприцепами. Тарифы на перевозки опасных грузов не меняются так резко из-за практики подписания долгосрочных договоров с фиксированной ценой.


Руководитель имеющего 8 цистерн ЗАО „Iksija“ Виргиниюс Жадейкис отмечает, что и раньше, и сейчас с клиентом подписываются годовые договора.  „Существуют стабильные расценки на год. Они зависят от колебания цены на нефть. Мы участвуем в конкурсе, если выигрываем — везём“, — говорит директор сотрудничающего с „Mažeikių naftа“ предприятия В. Жадейкис.
 

По словам предпринимателя, они работают с постоянными партнёрами. „Мы не выполняем однократных заказов. Если бы мы так делали, то очень скоро бы „умерли“, — рассказывает В. Жадейкис.


Руководитель ЗАО „Autopaslauga“ Ромас Аустинскас акцентирует внимание на нестабильность рынка перевозок опасных грузов. „Всё меняется очень быстро. Сегодня есть грузы, завтра — нет. Хорошо только то, что мы можем работать без посредников. Мы игнорируем экспедиторов, но они пытаются проникнуть и на наш рынок“, — информирует Р. Аустинскас.
 

По словам собеседника, перевозка опасных грузов требует особого внимания к техническому осмотру транспортного средства. „Недавно произошедший случай, когда от тягача отцепилась цистерна, показал, что часто машины, перевозящие опасные грузы, осматриваются лишь бы как. Ситуация у крупных компаний несколько лучше, однако у мелких много проблем“, — уверен Р. Аустинскас.


Несмотря на обилие препятствий в сфере перевозок опасных грузов, большинство из них можно решить при обоюдном согласии клиента и перевозчика. Главное, что литовские перевозчики всё ещё выдерживают конкуренцию с иностранными фирмами.


 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0