Будет ли регламентирована деятельность экспедиторов?

11933

Уже не первый год представители Ассоциации перевозчиков Литвы “Linava” поднимают вопрос по поводу регламентирования деятельности экспедиторов, так как, по их словам, из-за его отсутствия создаются очень благоприятные условия обманывать честно работающих собственников транспортных компаний – избегать контроля и ответственности за невыполненную или плохо выполненную работу. Учитывая нынешнюю ситуацию, “Linava”  предлагает экспедиторам дополнительно страховать свою профессиональную ответственность по меньшей мере на 500 000 лт за каждый страховой случай. 
 

Экспедиторов возмутило то, что такие мысли по поводу обязательного страхования профессиональной ответственности были высказаны во время встречи в Министерстве транспорта, не посоветовавшись с экспедиторами о возможных способах решения проблемы. Хуже всего то, что большинство экспедиторов не до конца понимают, что такое страхование профессиональной ответственности. Юрист ЗАО “Versum” Мантас Валатка объясняет, что таковым является страхование имущественных интересов страхователя, как профессионального поставщика определённых услуг (экспедитора), связанных с гражданской ответственностью его перед третьим лицом (включая заказчика услуг экспедиции) за вред, нанесённый при  выполнении услуг.
Это значит, что экспедитор обязуется принять или отправить принадлежащий заказчику груз и выполнять другие с этим связанные действия (сопровождать груз, оформлять документы на перевозку и пр.).


Страховые интересы нельзя оценить заранее


«Составляя договор о страховании профессиональной ответственности, страхователь стремится избежать отрицательных имущественных последствий, которые, выполняя повинность гражданской ответственности (например, обязательства по договору об экспедировании грузов), могут возникнуть, если его признают ответственным за нанесённый вред лицом, т.е. если он из-за своих невыполненных или плохо выполненных обязанностей наносит вред грузу», — объясняет М. Валатка.


По словам юриста, основной риск, от которого страхуются данным видом страховки, является возникновение гражданской ответственности страхователя, поэтому обязанность страховой компании платить страховую выплату может возникнуть только тогда, когда возникают все условия гражданской ответственности страхователя (экспедитора): незаконные действия, вина страхователя, вред и причинная связь между незаконными действиями и нанесённым вредом.
 

«Заключая договор профессиональной гражданской ответственности, нельзя чётко оценить страховой интерес страхователя, так как заранее неизвестно, какого размера вред может быть причинён пострадавшему третьему лицу. В таком случае страховая выплата устанавливается с учетом  убытков пострадавшего третьего лица, за которые отвечает страхователь. Если в страховом договоре установлена конкретная страховая сумма, страховая выплата равна убыткам пострадавшего третьего лица, однако она не может быть меньше установленной в договоре страховой суммы», — рассказывает М. Валатка.


Экспедиторы узнали последними?
 

Президент Ассоциации экспедиторов Литвы “Lineka” Эдмундас Даукантас предложения “Linava” оценивает как весьма уникальную для Европы практику. По его словам, перевозчики и экспедиторы, прежде всего, должны договориться между собой: «С одним я согласен на 100%, что регламентирование любой деятельности является установкой определённых правил деятельности. Прекрасно, их нужно придерживаться. Но меня удивляет то, что перевозчики по таким вопросам бегут в министерство, а не разговаривают с деловыми партнёрами  экспедиторами – ведь заключая договор с экспедитором, они могли бы поинтересоваться, застраховал ли он свою ответственность».
 

Э. Даукантаса удивляет и то, что перевозчики уже много лет просят, чтобы деятельность экспедирующих автоперевозки экспедиторов была регламентирована, однако не говорят о тех, кто работает с воздушным и морским  транспортом. «А как быть с теми, кто экспедирует корабли, самолёты? Вопросов гораздо больше, чем было поднято. Я высказываюсь за высокую компетенцию экспедиторов и, по сути, не против регламентирования деятельности, но что будет делать перевозчик, который принял заказ напрямую у собственника груза?», — говорит Э. Даукантас.


Руководитель “Lineka” спрашивает, какова цель предлагаемого “Linava” страхования? «Если уж оно обязательное, то необходимо, чтобы эта повинность действительно была эффективна. Если нет механизма контроля, понятие «обязательное» звучит как-то странно. Тогда возникает вопрос, каким образом должны наказываться перевозчики, которые приняли заказы у незастрахованных экспедиторов», — размышляет Э. Даукантас.
 

Директор ЗАО “Jordė“ Арунас Кудаба считает, что если бы предложение “Linava” стало законом, оно бы дисциплинировало экспедиторов. «На сегодняшний день много проблем возникает из-за того, что деятельность экспедиторов не лицензируется. Этим может заниматься любой желающий. Из-за этого в 2008-2009 г. у перевозчиков было много проблем. Поэтому, безусловно, по отношению к экспедиторам должны выдвигаться высокие требования. Мы стараемся не работать с незнакомыми экспедиторами, или выбираем компании иностранного капитала», — позицию компании раскрывает А. Кудаба.


Руководитель ЗАО “Mečys“ Мячисловас Атрошкявичюс убежден, что квалификация экспедиторов не должна быть ниже, чем у перевозчиков. «По отношению к перевозчикам власти выдвигают очень высокие требования репутации и квалификации, а экспедиторы в этом плане остаются в стороне. За границей порядок совсем иной. Я считаю, что если экспедитор выполняет финансовые расчёты, то естественно, что он должен страховать свою деятельность», — говорит М. Атрошкявичюс.


Перевозчик считает, что из-за слишком либеральной ситуации на рынке экспедирования возник хаос: «Раньше атрибутами экспедиторов были телефон, факс и стол, а сейчас они стали более «современные» — «гольф» за 200 лт, мобильный телефон и ноутбук. Стол и факс не нужен. А для нас, перевозчиков, результат такой деятельности – их неплатёжеспособность».
 

С руководителем ЗАО “Mečys“ согласен и Дарюс Бивайнис, глава Отдела страхования грузов, техники и гарантий ЗАО “Ergo Lietuva“: «На сегодняшний день на рынке работает достаточно много экспедиторских компаний, однако их деятельность не лицензируется. У некоторых компаний есть квалифицированный персонал и достаточные финансовые возможности для предоставления многофункциональных экспедиторских услуг, а остальные, стремясь к одноразовому заработку, предоставляют всего лишь услуги посредничества между перевозчиком и заказчиком. У таких компаний, как правило, нет никакого имущества, они учреждены с минимальным уставным капиталом – 10 тыс. лт,  они не обладают резервами для  непредвиденных случаев, поэтому осуществление предложения “Linava” ввести обязательное страхование профессиональной ответственности, по сути, необходимо».
 

Генеральный секретарь “Linava” Альгирдас Баранаускас утверждает, что предложения ассоциации регламентировать деятельность экспедиторов как раз предназначены для очистки рынка от «кабинетных» (зам. авт. – так называют работающих в однокомнатных квартирах экспедиторов) экспедиторов. «Это для тех, кто не хочет платить. Если экспедитор не способен застраховаться и взять на себя обязательства, скорее всего, он ненадёжный партнёр для перевозчика. На сегодняшний день экспедиторы не обязаны страховать свою гражданскую ответственность, однако некоторые крупные компании это делают», — объясняет А. Баранаускас.


С ним не согласен руководитель “Lineka”: «Предлагаемое страхование не защитит от риска неоплачивания услуг. Здесь уже надо говорить о страховании кредитов».
 

Руководитель бизнес центра “AD REM TRANSPORT” компании “AD REM Grupė” и член президиума “Lineka” Дарюс Брякис говорит, что ассоциация “Lineka” морально отвечает за прозрачную деятельность своих членов, а в ассоциацию принимаются только те, у кого «чистая» биография и стабильное финансовое положение.
 

«С другой стороны, если упоминаемое страхование профессиональной ответственности равно страхованию гражданской ответственности экспедиторов, я не вижу в этом проблем. Новая экспедиторская компания может собрать 3-5 тыс. в год, чтобы деятельность была застрахована. Я сам, учредив экспедиторскую компанию 15 лет назад, после получения  удостоверения регистрации пошёл прямо в страховую компанию, чтобы застраховать свой бизнес. Но если это является попыткой ограничить количество участвующих на рынке экспедиторских компаний, тогда спасибо, не надо. Я всегда буду голосовать за то, чтобы условия бизнеса для мелких предпринимателей (среди них и экспедиторов) создавались без каких-либо картелей, так как являюсь сторонником свободного рынка», — рассказывает Д. Брякис.


Страховые компании смотрят гибко


М. Валатка напоминает, что действующие в Литве страховые компании предоставляют возможность застраховаться специальным страхованием профессиональной ответственности и экспедиторам, и перевозчикам, однако такой вид страхования ни для тех, ни для других пока что не является обязательным.


Ответственность экспедиторов в качестве дополнительного риска «PZU Lietuva» включает в договоры об ответственности перевозчиков (CMR). «Перевозчик, который застраховался в “PZU Lietuva” CMR страхованием, может застраховаться от убытков, которые возникают при выполнении дополнительной экспедиторской деятельности (страхователь не успевает вовремя выполнить заказы или передаёт их другим перевозчикам), т.е., экспедиторская деятельность не должна быть основной деятельностью страхователя. Такой вид страхования не очень популярен, поэтому и страховые случаи очень редкие», — информирует представительница “PZU Lietuva” Йовита Аукштуолите-Миндярене.
 

После общения с представителями страховых компаний выяснилось, что некоторые из них не предоставляют услуги по страхованию профессиональной ответственности, но получают запросы: «На сегодняшний день компания “Seesam Lietuva” не предлагает такой услуги, однако мы получаем запросы от клиентов. Сейчас, пока страхование не является обязательным, некоторые экспедиторы страхуются добровольно или по требованию заказчиков, партнёров. Если бы оно стало обязательным, это предоставило бы дополнительную защиту, как экспедиторам, так и их клиентам – в случае возникновения вреда, убытки возместила бы страховая компания», — говорит менеджер по маркетингу “Seesam Lietuva” Эугениюс Мажюлис.


Представитель “Ergo Lietuva“ утверждает, что страхование профессиональной ответственности с каждым годом становится всё более популярным из-за оценки риска деятельности экспедиторских компаний.


«Мы замечаем, что эту страховку у экспедиторов всё чаще требуют собственники грузов и перевозчики. Экспедиторские компании тоже стараются уменьшить риск своей деятельности, заняться долгосрочным бизнесом и обеспечить надёжность и безопасность своим партнёрам и клиентам», — говорит Д. Бивайнис.
 

Страховая компания  “Ergo Lietuva” в течение 4 месяцев этого года заключила 19 договоров страхования профессиональной ответственности экспедиторов – на 58% больше, чем за тот же период прошлого года. Сумма взносов достигла 166 тыс. лт.


Эксперт уверен, что обязательное страхование экспедиторской деятельности могло бы стать одним из обязательных требований. 


«В таком случае страховые компании, оценивая риск, учитывали бы опыт компаний, их финансовое положение и способность выполнять обязательства. И всё-таки, прежде всего, должна быть создана система контроля заключения договоров, правила страхования и другие условия. Возникает один из важнейших вопросов – необходимо ли узаконить это требование? На сегодняшний день у всех перевозчиков (в том числе и членов “Linava”) есть возможность выбирать, с какими экспедициями работать, поэтому достаточно было бы чётких рекомендаций по поводу страхования экспедиторов. Если бы перевозчики отказались работать с экспедиторами, которые не застраховали свою деятельность, последние должны были бы уйти с рынка или улучшить качество предоставляемых услуг и приобрести страховку», — размышляет Д. Бивайнис.


Собеседник критикует предлагаемую “Linava” сумму в 500 тыс. лт на каждый страховой случай: «Страховая практика показывает, что невозможно в отношении всех экспедиторских компаний установить одинаковую страховую сумму, так как она зависит от спектра предлагаемых услуг, видов транспорта, грузов и других критериев. Вопрос страховой суммы помогла бы решить рабочая группа, которая могла бы создать общую формулу. На основании этой формулы каждой компании насчитывалась бы страховая сумма», — говорит Д. Бивайнис.


Страховая компания “Ergo Lietuva“ в течение 4 месяцев этого года зарегистрировала 15 страховых случаев по данному виду страховки. На погашение убытков выплачено 66 тыс. лт – в два раза больше, чем за тот же период прошлого года, когда было зарегистрировано 8 страховых случаев.
 

В скором времени пройдёт общее заседание представителей Министерства хозяйства, Министерства транспорта, ассоциаций “Linava” и “Lineka”, во время которого будут рассматриваться способы увеличения ответственности экспедиторов.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0