«Чип-тюнинг» – глазами производителей тягачей

фура

Недавно мы подробно писали об изменении программы управления двигателем тягача, иначе называемом «чип-тюнингом». В прошлой статье мы выслушали позицию руководителя фирмы, занимающейся программированием двигателей тягачей. Сегодня мы решили прислушаться к несколько иной позиции представителей производителей тяжёлых транспортных средств: как «чип-тюнинг» влияет на тягачи их производства.

 

Робертас Житкаускас, заместитель директора ЗАО «SKUBA» — сети сервисов Renault Trucks

В этом случае нужно говорить о долговечности не только двигателя, но и всей трансмиссии. Для того, чтобы увеличить мощность двигателя, производитель зачастую меняет трансмиссии (сцепления, коробки передач, комплектацию дифференциала заднего моста). Фирмы, занимающиеся «чип-тюнингом», никогда этого не предложат. Неопытный или безответственный водитель может значительно уменьшить время службы автомобиля или непоправимо его испортить. Производитель не просто так тестирует и сертифицирует каждую отдельную модель, так как на неё даётся заводская гарантия с чётко обозначенным пробегом.

Если покупатель гарантийного тягача дополнительно программирует двигатель автомобиля, то заводская гарантия прерывается и пользователь принимает на себя всю ответственность за последствия.

Люди, программирующие двигатели, говорят, что новые выпускаемые на рынок модели тягачей отличаются только программой двигателя. Однако они ошибаются. Различаются системы SCR, компоненты турбокомпрессоров, тормозные системы. Стоимость модели изменяется и из-за того, кто каждая модификация транспортного средства требует сертификации, которая обходится производителю недёшево.

Сайда Сараханова, руководитель отдела маркетинга ЗАО «SilberAuto» — представителя MercedesBenz

«Чип-тюнинг» стоит понимать как пиратство, так как в большинстве случаев эти работы производятся тайно без предварительного согласия автора программы. Происходит манипулирование мощностью, однако при изменении количества вбрызгиваемого топлива меняется и состав выхлопных газов. Возникает вопрос, соответствует ли такой автомобиль требованиям экологического класса (Евро 3, 4, 5…) после такого программирования. А от этого зависят плата за дороги. Этой ситуацией должна заинтересоваться и Дорожно-транспортная инспекция вместе с организациями, выполняющими техосмотр.

Так как двигатели тягачей близлежащих классов мощности технически различаются только программой, «тюнинг» на один класс выше может не принести никакого значительного вреда Mercedes–Benz. Последствия большего «тюнинга» непредсказуемы: от прогорания поршней до неполадок прочих связанных агрегатов. Мы думаем, что даже сами создатели «тюнинга» не проводили исследований, касающихся долговечности работы тягача после программирования. Приходилось сталкиваться с таким «тюнингом», после которого помочь клиенту уже невозможно: диагностическая аппаратура не может опознать блок двигателя.

После установления факта «тюнинга» Daimler AG освобождается от любой ответственности за возможные последствия, а также от гарантийных обязательств, которые имеют для тягача немалое значение – 3 года или 450000 км, а в случае нанесения ущерба поршневой группе частичная гарантия достигать780000 км.

 

Кястутис Бацявичюс, торговый директор ЗАО «Scania Lietuva»

Создание программы для двигателя – результат длительных испытаний и исследований. Программа «Scania» создана так, чтобы достичь оптимальной мощности двигателя, динамики момента вращения и уровня потребления топлива, который бы соответствовал сертификатам охраны окружающей среды и увеличил долгосрочность эксплуатации  двигателя. Любое изменение программы меняет параметры двигателя и увеличивает риск появления неполадок.

Любое изменение параметров двигателя фиксируется в компьютере тягача. При изменении параметров программы приостанавливается действие гарантии и выданных тягачу сертификатов Е3, Е4, Е5.

Заявления фирм, занимающихся программированием двигателей, о том, что состав автомобилей новых моделей практически ничем кроме программы двигателя не отличается от предыдущих моделей, любо специально вводят покупателей в заблуждение, либо являются результатом абсолютного непонимания сути дела. Модель тягача и двигатель – это две разные вещи. В любой модели может быть огромная гамма двигателей. Эти же двигатели могут быть установлены в более старой или более новой модели, и их параметры будут оставаться одинаковыми, Ни один производитель не рекламирует, что его модель новая потому, что в ней другой двигатель.

Лауринас Бричкус, руководитель отдела маркетинга ЗАО «Volvo Lietuva»

«Volvo» постоянно инвестирует в исследования и новые технологии, чтобы на рынок попали двигатели, которые оптимизированы для экономии топлива, уменьшения уровня эмиссии и как можно более продолжительной эксплуатации агрегатов и прочих узлов. «Volvo Trucks“» не рекомендует никаких изменений программы управления тягачом, выполняемых третьими сторонами.

Если перевозчик всё же решает внести изменения в программное обеспечение, мы советуем предварительно оценить все аспекты и возможные последствия, так как подобная модификация может принести немало убытков и простоев. Интервенция третьих сторон в оригинальное программное обеспечение или изменение ими других параметров может вызвать неполадки двигателя и узлов, например, увеличения момента вращения может вызвать проблемы с коробкой передач, изменение эмиссии – неполадки системы AdBlue. Недостаточно просто изменить программное обеспечение и определённые параметры старого двигателя. В зависимости от параметров новой мощности нужен другой вентилятор, помпа для охлаждения, турбина, вбрызгиватели или сцепление. При долгой эксплуатации автомобиля на максимальной мощности без замены этих деталей старые детали могут износиться намного быстрее, чем при использовании оригинальной установленной производителем мощности двигателя. Другой важный аспект – фактические параметры мощности и эмиссии грузовика не будут соответствовать сертифицированным значениям.

Кроме того, прибыв в авторизированный сервис с модифицированной программой управления двигателя, может быть невозможно диагностировать неполадку, а при выполнении планового обновления оригинального программного обеспечения блок управления мотора может быть неисправимо повреждён.

24-месячная гарантия на силовые агрегаты «Volvo» действительна в том случае, если используется оригинальное программное обеспечение.

Наш производитель предлагает различные решения, помогающие уменьшить количество используемого топлива и оптимально использовать все возможности как новых, так и старых тягачей – это эффективные курсы вождения, транспортная система «Dynafleet», профилактические техосмотры и пр.

Что думают специалисты ТО по поводу программирования двигателей?

Программные изменения сложно заметить «невооружённым глазом», поэтому часто их не видят даже опытные мастера технического осмотра (ТО). Заместитель директора ЗАО «Transporto studijа» Рамунас Велавичюс рассказал, что мощность двигателя – это зарегистрированный факт, поэтому при его изменении, в первую очередь нужно выполнить техническую экспертизу транспортного средства. Если выводы положительные, автомобиль отправляется в «Regitrа», где регистрируются изменившиеся данные транспортного средства. И всё же обычно программные изменения мощности двигателя остаются незамеченными во время ТО, однако если программные изменения влияют на дымность во время свободного разгона двигателя, фиксируется недостаток по причине увеличенного загрязнения окружающей среды», — говорит Р. Велавичюс.

«Тягачи участвуют в международном движении транспортных средств, поэтому они обязаны иметь сертификаты, подтверждающие соответствующий уровень выброса выхлопных газов — Евро-3, Евро-4 и пр., а при изменении мощности двигателя, такой сертификат, скорее всего, перестал бы быть действительным и потребовались бы лабораторные исследовании», — пояснил Р. Велавичюс, который считает, что программная модификация двигателя является не совсем рациональным и экономичным решением.

Познакомившись с позицией специалиста по программированию тягачей и выслушав производителей тягачей, а также рекомендации мастеров ТО, решайте сами, действительно ли вашему транспорту нужен «чип-тюнинг».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0