CMR Конвенция или национальное законодательство?

b518552bf0679361e74e16acbe94c2a6_XL

Как известно, в транспортном деле могут возникнуть (и возникают) самые разные гражданские споры. Стороны отправляются в суд, каждая чувствуя свою правоту, но в любом случае одна из них выходит из зала суда победительницей, другая – побеждённой. Потому что в таких случаях всегда возникает вопрос – на какие законодательные акты будет ссылаться судья при вынесении решения? Транспортное дело регулирует международное законодательство (CMR Конвенция, европейские регламенты) и национальное законодательство (Кодекс дорожного транспорта, Гражданский кодекс, Правила перевозки грузов по внутренним маршрутам), поэтому перед тем, как идти в суд, полезно узнать, на какие документы будет ссылаться судья и на какой процент успеха можно рассчитывать.  

Различия в применении CMR Конвенции и национального законодательства

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, где осуществлялась перевозка. Если это была международная перевозка, то к ней будут применяться положения CMR Конвенции. Если это была по внутренним маршрутам, то к ней будут применяться положения национального законодательства.

В ст. 1 CMR Конвенции говорится, что Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов транспортными средствами за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза, указанные в договоре, находятся в двух разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Сотрудник адвокатской конторы «Jurex» Елена Цвирко подчеркнула, что для того, чтобы во время судебного разбирательства можно было применять положения CMR Конвенции, достаточно, чтобы одна из сторон дела была резидентом страны-члена CMR Конвенции.

«CMR Конвенция применятся независимо от местожительства и национальности сторон договора. Из вышесказанного следует, что в решении споров по вопросам перевозок по внутренним маршрутам той или иной страны будут применяться положения национального законодательства, а не CMR Конвенции», – говорит адвокат.

Однако, как и в любом другом документе, в области применения CMR Конвенции тоже есть свои исключения. Даже если все остальные условия перевозки попадают в сферу действия CMR Конвенции, она не распространяется на перевозки, выполняемые в соответствии с международными почтовыми конвенциями, на перевозки покойников и на перевозки мебели при переездах (ст. 1 ч. 4.)

«Таким образом, если перевозка осуществляется не на территории одной страны, а, по меньшей мере, на территории двух стран, одна из которой (страна грузоотправителя или страна грузополучателя) является участником CMR Конвенции, то к такой перевозке, скорее всего, будут применяться положения CMR Конвенции», – говорит Е. Цвирко. «Скорее всего» мы выдели кавычками потому, что решение выносит конкретный судья, и многое зависит от того, как глубоко он вникнет в суть дела.

Е. Цвирко также подчеркнула, что те спорные вопросы, которые не попадают в область CMR Конвенции, решаются в соответствии с национальным законодательством. «Например, Конвенция не регулирует таких вопросов, как ответственности перевозчика за неподачу транспортного средства; права перевозчика задерживать груз в качестве залога (или арестовывать перевозимый груз); специфики перевозок опасных грузов; выполнения таможенных процедур во время перевозки и т.д. Все эти вопросы обычно решаются в соответствии с национальным законодательством», – говорит Е. Цвирко.

Важно знать, что если нормы национального законодательства будут противоречить нормам CMR Конвенции, то следуя принципу приоритета международного права над национальным, в решении спорного вопроса суд будет обязан ссылаться на CMR Конвенцию.

Ответственность экспедитора в рамках CMR Конвенции и национального законодательства

В отличие от перевозчиков, на экспедиторов положения CMR Конвенции распространяются не во всех случаях. Судебная практика складывается таким образом, что суды очень тщательно выясняют, какие обязанности на себя возложил экспедитор – обязанности перевозчика (хотя сам физически в перевозке не участвовал) или обязанности организатора перевозки.

Для того, чтобы в отношении экспедитора можно было применять (или не применять) положения CMR Конвенции, очень важно учитывать договорные соглашения экспедитора и других участников перевозки.  Согласно договору, CMR Конвенция может распространяться не на весь договор, а на отдельные его части. Этот момент очень важен при определении степени ответственности за несвоевременную доставку груза, так как Конвенция и национальное законодательство истолковывают этот момент по-разному. Например, в Кодексе дорожного транспорта говорится, что перевозчик обязан возместить ущерб, появившийся вследствие несвоевременной доставки груза – однако, согласно Кодексу, неполученный доход к ущербу не относится. Между тем в CMR Конвенции есть исключение, согласно которому, перевозчик обязан покрыть не только прямой ущерб грузополучателя, но и неполученный доход (конечно, для этого грузополучатель должен доказать свой ущерб).

Бывают и ещё более интересные ситуации, на которые формально распространяются положения CMR Конвенции, но при необходимости в спорном вопросе можно сослаться и на Гражданский кодекс. К такой ситуации относится вопрос на форуме Cargo.LT, в котором компания спрашивает, как ей быть, если в течение полгода грузополучатель (заказчик) не соизволил ни забрать груз, ни заплатить за перевозку. Согласно ст. 16 CMR Конвенции, груз можно реализовать. Однако, согласно Гражданскому кодексу, разницу от суммы реализации и суммы задолженности необходимо вернуть заказчику.

Мы привели только несколько самых основных различий из области применения международного и национального транспортного законодательства. Если бы всё было так просто и понятно, вряд ли бы суды всех стран были «завалены» делами с различными транспортными исками.  Транспортному сообществу нужно запомнить, что CMR Конвенция в 99,999% случаев будет применяться судами в решении спорных вопросов с международными перевозками, а национальное законодательство – в решении спорных вопросов с перевозками на территории какой-то одной страны. В 0,001% случаев суды будут «жонглировать» как положениями CMR Конвенции, так и положениями национального законодательства. И в этом отношении (если позволяют обстоятельства) очень важно выбрать страну наиболее благоприятного для вас судопроизводства.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 109
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 55
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0