Дилемма: клиент не хочет дополнительно страховать дорогостоящий груз

Ladung

Клиент нанимает перевозчика для перевозки дорогостоящего груза, но отказывается его страховать дополнительным страхованием. При перевозке грузу наносятся повреждения, и клиент требует возмещения всего ущерба. Казалось бы, типичная для грузоперевозок ситуация, но в тоже время она является объектом основных споров. Кто прав, и как должен действовать перевозчик, чтобы избежать неприятностей?

Ответственность перевозчика ограничена

Как правило, перевозчики свою гражданскую ответственность страхуют CMR страхованием, которое распространяется на перевозки по международным маршрутам. Ответственность перевозчика за утраченный или поврежденный груз регламентируется CMR Конвенцией, Кодексом дорожного транспорта и другими законодательными актами. Согласно CMR Конвенции, за вверенный ему груз перевозчик несет ограниченную ответственность. «Ответственность за утрату или повреждение груза ограничивается возмещением прямых убытков. Поэтому ответственность за возмещение неполученных доходов, которые заинтересованное лицо могло получить в том случае, если бы не были нарушены условия договора, на перевозчика не ложится», — говорит руководитель отдела страхования грузов, техники и гарантий европейской компании «ERGO Insurance» в Литве Дарюс Бивайнис. По словам собеседника, в том случае, если груз поврежден или утерян, ущерб возмещается по весу — 8,33 условных единиц расчета (SDR) за каждый недостающий или поврежденный килограмм веса брутто, если нет обстоятельств, доказывающих грубую неосторожность или преднамеренные действия перевозчика.

Линас Степшис, руководитель продуктов страхования риска перевозок компании «PZU Lietuva», приводит пример: «Если груз весит 3500 кг и стоит 60 000 литов, то в этом случае ответственность страховщика и ущерб страховой компании будут покрыты в полном объеме. Если вес груза был бы, например, 1000 кг — тогда в случае полной утраты груза с учетом вычета было бы возмещено 32 500 литов ущерба». Он добавил, что перевозчик, у которого есть CMR страховка, может быть абсолютно спокоен, если только он не выбрал вариант страхования с небольшими суммами страхования и/или большими суммами вычетов, или другими дополнительными ограничениями.

Страхование груза — тоже не без ограничений

Намного сложнее в тех случаях, когда перевозятся особо дорогие грузы, всю сумму повреждения или утраты которых обыкновенная CMR страховка может и не покрыть. «Если перевозчик согласился везти груз с так называемой “заявленной ценностью“, его ответственность не ограничивается. И в этом случае CMR страховки для покрытия ущерба в полном объеме может не хватить», — говорит Л. Степшис. Чтобы избежать таких ситуаций, клиентам предоставляется возможность дополнительно застраховать перевозимый груз страхованием груза от всех рисков («all risk»).

Л.Степшис добавляет, что о страховании груза должен заботиться не перевозчик. «От избыточного риска перевозчика защищает CMR Конвенция, поэтому он не должен бояться того, что везет более дорогой, чем предусмотрено, груз. За стоимость груза отвечает его владелец, поэтому он и должен позаботиться о его страховании», — уверяет Л.Степшис.

Это мнение разделяет и адвокат юридической фирмы «A. Vingrienė, R. Aleksynaitė ir partneriai» Реда Алексинайте: «Согласно стандартным условиям CMR страхования, застраховывается ограниченная ответственность перевозчика (8,33 SDR за килограмм веса брутто), но в зависимости от компании, с которой перевозчик заключил договор, у перевозчика есть возможность отдельно договориться и об ответственности за грузы с “заявленной ценностью“, и о страховании в случае грубой неосторожности. Следует отметить, что CMR Конвенцией в отношении страхования груза (как имущества, а не как ответственности перевозчика) на самом деле предусмотрены ограничения — если перевозчик по поручению клиента заключает договор о страховании груза, согласно такому договору, он не может быть выгодоприобретателем. Часть 2 статьи Конвенции № 41 это запрещает», — утверждает она.

Объем CMR страхования можно расширить

Но иногда бывают случаи, когда заказчик или грузоотправитель отказываются страховать дорогостоящий груз дополнительным страхованием, и рискуют ехать без него. «Бывает, что, например, сам грузовладелец ведет себя безответственно, и умышленно или неумышленно не застраховывает свой груз. Тогда у перевозчика или грузополучателя возникает большой риск понести огромные, иногда даже невыносимые потери», — говорит специалист ассоциации «Linava» по вопросам страхования Гинтарас Лешчинскас.

В тоже время юристы обращают внимание на то, что это никак не изменяет условий, пределов и порядка ответственности перевозчика. «Перевозчик, не имея оснований для заключения договора о страховании груза или не желая заключать такой договор за свой счет, может расширить объем CMR страхования, и, таким образом, застраховать свою грубую неосторожность. Естественно, не все страховщики и не для каждого перевозчика будут согласны расширить объем существующей страховки — все зависит от конкретного перевозчика, страховщика и величины страхового взноса», — рассказывает Р.Алексинайте. За нанесенный грузу ущерб так или иначе будет отвечать перевозчик, если только он не докажет, что существуют основания, освобождающие его от ответственности. «Незастрахованный груз не является основанием освободить перевозчика от ответственности. Даже если груз будет застрахован грузоотправителем или грузополучателем, то выплатив страховую компенсацию, страхователь груза имеет право предъявить регрессивное требование перевозчику. Поэтому очень важно, чтобы перевозчик позаботился о надлежащем страховании своей ответственности», — говорит Р. Алексинайте.

На практике нередко происходит и так, что в случае повреждения или утраты дорогостоящего груза, грузополучатель предъявляет перевозчику претензию с требованием возместить весь ущерб, несмотря на ограниченную ответственность перевозчика. Споры часто переносятся в суд, где потерпевшая сторона пытается доказать грубую неосторожность перевозчика и требует нести ответственность за всю стоимость груза. Как утверждает Р. Алексинайте, перевозчик — это профессионал в сфере транспортных услуг, поэтому он должен взять на себя ответственность за свои ошибки, в том числе и за грубую неосторожность, которая судебной практикой литовских судов устанавливается довольно часто. «Перевозчик, который хочет снизить свой риск, может страховать свою ответственность, внимательно выбирая страховщиков и условия страхования. Он может обращаться за советами к страховым брокерам, которые ему объяснят разницу в страховых договорах и помогут выбрать приемлемый по цене и условиям вариант страхования. Наша практика показывает, что с иностранными страховщиками договориться о более широкой страховой защите легче», — говорит Р. Алексинайте.

Ущерб больше — страхование дороже

Тем не менее, перевозчики должны помнить, что их усилия, направленные на предотвращение ущерба или решения вопросов, связанных с ущербом, могут влиять на цену, которую они оговаривают со страховщиком на новый страховой период. «Имеется ввиду не только масштаб и количество случаев нанесенного ущерба, но и характер ущерба, а также усилия клиента, направленные на предотвращение повтора страховых случаев в будущем», — о ценах страхования говорит Д. Бивайнис. Цена страховки может зависеть и от категории перевозимого товара. «Как правило, страховые суммы не снижаются. Это бывает тогда, когда страховщик видит крайне высокий риск в перевозке некоторых групп товаров, или усматривает другие специфические риски», — говорит Л.Степшис.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0