Если судьба неблагосклонна к водителю – что ждет его семью?

shutterstock_112300982

Водителей грузовых автомобилей, страдающих от профессиональных заболеваний или попадающих в ДТП (которые, как правило, происходят не вследствие их вины), не всегда ждет счастливый конец. Оценка последствий несчастных случаев на работе, сценарий окончания которых приобрел самый печальный исход, выражается в денежных компенсациях. В каких случаях семья пострадавшего получает финансовую поддержку, а в каких случаях ее выплачивать отказываются?

Право членов семьи водителя на компенсацию оговаривается в двух законах – Законе о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЗССЧСППЗ) и Законе об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ЗОСГОВТС). Этими законами лица, имеющие право на денежную выплату, определяются примерно одинаково, но могут быть и различия.

Согласно ЗССЧСППЗ – это члены семьи погибшего: его супруг, несовершеннолетние дети (в том числе и приемные дети) в возрасте до 18 лет, а также зарегистрированные в установленном порядке учащиеся дневных отделений общеобразовательных, профессиональных школ и высших учебных заведений, не достигшие 24-летнего возраста. Это также дети (в том числе и приемные дети) погибшего старше 18 лет, если до 18 лет они были признаны нетрудоспособными, дети погибшего, родившиеся после его смерти, отец (в том числе и приемный отец) и мать (в том числе и приемная мать) погибшего.

А согласно ЗОСГОВТС, право на возмещение ущерба имеют лица, которые находились на содержании погибшего, или в день его смерти имели право на содержание. Это несовершеннолетние дети, супруг погибшего, нетрудоспособные родители или другие фактические нетрудоспособные иждивенцы, а также дети погибшего, родившиеся после его смерти.

Если водитель не виновен – недоразумений быть не должно

Мы обратились в одну из крупнейших страховых компаний Литвы и поинтересовались, на каких условиях водители тяжеловесных транспортных средств могут застраховать себя и членов своих семей от финансовых последствий самого печального исхода.

Аудроне Купляускене, руководитель Отдела оценки рисков в департаменте страхования жизни компании «ERGO Life Insurance», утверждает, что в правилах страхования компании не предусмотрено никаких дополнительных условий для водителей. В случае смерти застрахованного лица (происшедшей вследствие болезни или несчастного случая), страховое пособие выплачивается.

Если в договор о страховании включена дополнительная страховая защита от несчастных случаев, то в случае смертельного исхода будут применяться эти дополнительные условия договора.

Несмотря на то, что компания «BTA» не предоставляет услуг по страхованию жизни, ее представитель Юрате Стяпоненайте (руководитель отдела по урегулированию убытков транспортного страхования) советует водителям выбирать одних из двух других видов страхования – страхование от несчастных случаев и страхование от рисков, связанных с поездкой. Страхование от несчастных случаев охватывает в том числе и смертельный исход, как следствие несчастного случая. А страхование от рисков, связанных с поездкой (медицинская страховка для поездки за границу), в случае смертельного исхода покрывает расходы по репатриации и другие сопутствующие услуги.

«Если от несчастных случаев водитель застраховался сам, или его застраховал работодатель, то наследнику или другому указанному в страховом договоре выгодоприобретателю будет выплачена полная сумма страховки, предусмотренная на случай гибели водителя», – говорит Ю. Стяпоненайте.

Представитель «BTA» уточнила, что кроме прямых наследников (ранее упомянутых в этом тексте), выгодоприобретателями могут стать и другие лица, которых письменно указал сам водитель.

Если виноват – последствия вины возмещены не будут

«В правилах страхования предусмотрено, что страховая компенсация может быть не выплачена, если будет установлена вина застрахованного лица (совокупность его прямых или косвенных преднамеренных действий)», — говорила А. Купляускене о причинах, по которым члены семьи погибшего могут не получить страховые выплаты.

Страховые суммы не выплачиваются и тогда, когда застрахованное лицо управляло транспортным средством находясь в состоянии алкогольного опьянения (была превышена установленная законодательством Литвы концентрация алкоголя в крови). Такие же условия распространяются и на тех, кто не любит пользоваться ремнями безопасности. Представитель «ERGO Life Insurance» подчеркнула, что страховщик вправе не выплачивать страховую сумму, или выплачивать ее в меньшем размере в том случае, если застрахованное лицо (водитель или пассажир), находясь в транспортном средстве с оборудованными в нем ремнями безопасности, этими ремнями не пользовалось.

Компания «BTA», предлагающая другие виды страхования (кроме страхования жизни), компенсацию членам семьи погибшего выплачивает почти во всех случаях. Ю. Стяпоненайте подчеркивает, что согласно  практике страхования от несчастных случаев, те случаи, в которых виновником ДТП является сам водитель, признаются, как правило, страховыми. И семье выплачивается вся страховая сумма.

«Если водитель застрахован от рисков, связанных с поездкой, то факт установленной вины не влияет на факт выплаты страховой компенсации», – о преимуществах специализированной страховки говорила руководитель отдела по урегулированию убытков транспортного страхования.

Но согласно условиям договора об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ущерб возмещается только потерпевшему в происшествии лицу, а в случае его смерти – членам его семьи. Поэтому если виновником происшествия был погибший в нем человек, компенсация членам его семьи не выплачивается.

Представитель «ERGO» напоминает, что величина страховых выплат зависит в том числе и от обстоятельств происшествия. Принимая решение о вине застрахованного лица и о своем отказе выплачивать компенсацию, страховщик обязан руководствоваться всеми материалами расследования, а также решениями и выводами других государственных учреждений, проводивших расследование.

Компенсация за остановившееся сердце – отдельный вопрос страхового договора

«Если причина смерти водителя на рабочем месте связана с проблемами его здоровья, то в этом случае выплачивается полная сумма страховой компенсации, предусмотренная в договоре о страховании жизни. Если причиной смерти на рабочем месте стал несчастный случай, то выплачивается не только сумма, предусмотренная в договоре о страховании жизни, но также и оговоренная сумма на случай смерти вследствие несчастного случая», – об условиях страхования «ERGO» в случае болезни говорит А. Купляускене.

Между тем, если водитель заключил со страховой компанией договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ущерб будет возмещен только тогда, когда он возник вследствие ДТП, виновником которого не был погибший человек.

Альтернативы, предложенные представителем «BTA» — страхование от несчастных случаев и страхование рисков, связанных с поездкой – также не утешают тех водителей, которых во время работы настигают болезни.

Если водитель грузового автомобиля умер от причиненной травмы, страховщик обязан выплатить старховую выплату согласно условиям договора о страховании от несчастных случаев. Между тем, если причиной смерти стала болезнь, то согласно этому виду страхования, компенсация законным наследникам умершего не полагается.

«Следует отметить, что в этом случае сумма страховой выплаты будет зависеть от конкретного страхового договора, так как лицу, застрахованному страхованием от несчастных случаев, предоставлено право выбирать сумму страховой выплаты и характер риска (травма, смерть, потеря трудоспособности и т.д.)», – подчеркнула Ю. Стяпоненайте.

Размер компенсации зависит от доходов и характера договора

Несмотря на то, что в средствах массовой информации о смерти иногда говорится как о сенсации, или не говорится вообще, каждому из нас полезно знать, с чем в таком случае могут столкнуться члены вашей семьи или близкие. Может случиться так, что страховая компания, которая должна вашим близким выплатить компенсацию, будет не согласна с суммой выплаты, или хуже того – вообще откажется ее выплачивать. По этой причине следует поинтересоваться, что о социальных выплатах, выплачиваемых в случае смерти человека, и о размере понесенного ущерба лицами, которым они выплачены, говорят законы и сами страховые компании.

Согласно ст. № 11 ЗОСГОВТС, максимальная сумма, предназначенная для компенсации неимущественного ущерба, понесенного в рамках одного происшествия, составляет 5000 евро (17.264,00 литов) – вне зависимости от того, сколько людей в происшествии умерли или получили увечья. Представитель «BTA» утверждает, что существуют и другие обстоятельства, связанные с размером компенсации. Если водитель погиб за границей, а транспортное средство виновной стороны зарегистрировано и застраховано в иностранном государстве, то страховая сумма будет рассчитываться согласно законодательству и судебной практике той страны, в которой случилось происшествие.

«Если в происшествии погиб человек, то страховая компания членам семьи погибшего покрывает и цену услуг его похорон. Семье погибшего возмещаются также разумные расходы, связанные с обустройством могилы и строительством памятника (цена не слишком дорогого памятника, исходя из его среднерыночной стоимости)», — поделилась опытом сотрудник филиалa «BTA Insurance Company» в Литве.


Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0