Грузы – по рельсам (часть 1)

14106
Развитие железных дорог – один из главных приоритетов политики Евросоюза. Поезд – относительно быстрое и дешёвое транспортное средство. Он способен перевозить большие грузы на дальние расстояния, и мало зависит от погодных условий. Для Литвы особенно актуально железнодорожное соединение с Россией, странами СНГ и Ближним Востоком.

Новейшие технологии
Статистика показывает, что в последнее время всё более популярными становятся комбинированные перевозки грузов. Всё больше компаний предлагают услуги по перевозкам грузов «от дверей до дверей»: при необходимости в помощь приглашается воздушный, морской, железнодорожный, дорожный транспорт. В любом случае выбирается самый дешёвый и удобный для клиента вариант. Приоритет железной дороге отдаётся в тех случаях, когда груз перевозится на средние и дальние расстояния.
В последнее время появляются новые технологии, позволяющие соединить разные виды транспорта. Французская компания  “Lohr” предложила современную технологию загрузки полуприцепов на железнодорожный состав. Состав поезда состоит из платформ, которые разворачиваются наискосок по направлению к рампам, которые установлены с обеих сторон. Тягач затаскивает на платформу полуприцеп, затем её отсоединяет и уезжает, а прикреплённый к платформе полуприцеп перевозится до места назначения. Там он по такому же принципу присоединяется к другому тягачу и едет дальше.  Эта технология уже действует на тысячекилометровом отрезке  между Францией и Люксембургом. Ежедневно с переполненной магистрали на железнодорожные рельсы здесь переносится около 45 грузовиков – из-за этого уменьшились транспортные пробки, загрязнение воздуха и шум.
Утверждается, что этот новый метод перевозки грузов экономит время транспортных компаний, грузы на поезде быстрее достигают конечной цели, водителям не нужно соблюдать режима работы и отдыха. Так же требуется меньше обслуживающего персонала, увеличивается срок службы полуприцепов. Однако для внедрения этой системы необходимо перестроить инфраструктуру железнодорожных вокзалов, а это недёшево стоит.
Новейшие проекты в Литве
Несколько лет назад и в Литве появилось больше возможностей перевозить железнодорожные грузы по регулярным маршрутам: начали курсировать два контейнерных поезда. В 2003 г. стартовавший “Викинг”, перевозящий контейнеры, полуприцепы и автопоезда – общий проект железных дорог Литвы, Белоруссии, Украины, портовых перегрузочных компаний и портов Клайпеды, Ильичёвска и Одессы. На нём до сих пор перевозятся грузы для морского транспорта из Скандинавии и стран Западной Европы в Клайпедский порт, а так же через Мукрано-Клайпедскую переправу. Затем они отправляются  в Украину, Белоруссию, Ближний Восток, на Кавказ – через порты Ильичёвска и Одессы и назад.  Преимущества этого поезда при перевозке заграничных товаров и транзитных грузов – сэкономленное время (из Одессы до Клайпеды поезд доезжает за 48 часов, быстрые таможенные процедуры) и цена (тарифы транспортировки гораздо меньше, чем при перевозке товаров автомобильным транспортом).
В 2005 г. в первый рейс выехал и контейнерный поезд  “Меркурий”. Это был международный проект железных дорог Литвы, России и Белоруссии, цель которого – привлечь большие потоки контейнеров в Клайпедский и Калининградский порты. Загруженные и пустые, 20, 40, 45-футовые универсальные и специализированные контейнеры перевозились по маршруту Клайпеда/Калининград–Минск–Москва и  обратно. Преимущества этого поезда аналогичны “Викингу”:  быстрота (груз достигал цели в течение двух дней; автомобильному транспорту для прохождения аналогичного маршрута понадобилось бы 4-6 дней), упрощённые таможенные процедуры и более низкая цена.
Ускорить и упростить перевозку грузов должен был и подписанный 3 марта 2009 г. договор между АО “Железные дороги Литвы” и ЗАО “Intermodal Container Service” об использовании регулярного контейнерного поезда Клайпеда (железнодорожный вокзал “Draugystės”) – Вильнюс (железнодорожный вокзал “Panerių”). АО “Железные дороги Литвы” тогда обязалась на поезде из десяти вагонов перевозить контейнеры по регулярному графику, и при необходимости предоставлять больше вагонов. На сегодняшний день АО “Железные дороги Литвы” выполнили 5 рейсов на этом поезде, перевезли 51 контейнер с грузами.
Жизнеспособность идей
В прошлом году нагрянувший финансовый кризис не обошёл стороной и перевозок грузов железнодорожным транспортом: за 2009 г.  АО “Железные дороги Литвы” перевезли 42,7 млн. тонн грузов, это на 22,4% меньше, чем в 2008 году.   По сравнению с 2008 г. перевозка грузов уменьшилась на 24,9% и составила 29,7 млн. тонн, внутренние перевозки уменьшились на 15,9%  и составили 12,9 млн. тонн. Мы решили поинтересоваться: как поживают недавно с шумом стартовавшие проекты “Викинг”  и “Меркурий”.
Самая печальная судьба постигла “Меркурий” – этот проект прекращён, контейнерные поезда больше не ездят по предусмотренному маршруту.
Начало деятельности не предвещало ничего плохого: в 2005 г. “Меркурий” из Клайпедского и Калининградского портов перевёз 1457 контейнеров, в 2006 г. – 786 вагонов и контейнеров. Из-за недостаточно конкурентоспособных условий с апреля 2006 г. грузы  не перевозятся на поезде  “Меркурий”.
Основная причина, почему “Меркурий” больше не курсирует – в том, что железные дороги России и Белоруссии не предоставляли этому поезду дополнительных скидок. Кроме того,  уровень услуг таможни, терминалов, развозки на станции распределения Кунцево-2 в Москве – недостаточный», — говорил заместитель директора Дирекции перевозок грузов АО “Железные дороги Литвы” Томас Кяршис.
По данным Министерства транспорта, на территорию России и Белоруссии грузы на данный момент перевозятся по железной дороге, по обычным расценкам (без дополнительных скидок), а “Железные дороги Литвы” применяют 10% скидку для грузов, которые перевозятся через Клайпедский морской порт в составе поезда “Меркурий”. Возобновление рейсов контейнерного поезда “Меркурий” не планируется, поэтому о существовании этого проекта, вероятно, стоит забыть навсегда…
Проекту “Викинг”  сопутствовала удача: 2009 год останется в истории поезда наиболее успешными – перевезено 39 5 000 TEU контейнеров, т.е. на 16,2% больше, чем в 2008 г. Особенно успешными были четвертая четверть и декабрь, когда перевозилось соответственно 13 457 TEU и 5 469 TEU – абсолютное большинство за всю историю проекта.
Основная причина успеха “Викинга” – сильно увеличившиеся количество перевозок Минского тракторного завода в сторону Клайпедского порта. Белорусам очень удобно для экспорта использовать “Викинг”. Можно надеется, что и в 2010 г. Минский тракторный завод будет одним из самых крупных покупателей услуг “Викинга”. В этом году к маршруту “Викинга” будет предложено присоединиться железнодорожным компаниям Латвии и Эстонии. По словам Т. Кяршиса, перевозка грузов в контейнерах из-за своей универсальности становится основным направлением развития услуг перевозки грузов, поэтому ему уделяется особое внимание.
Популяризации проекта  “Викинг”  содействовало и то, что его маршрут, длина которого – 1734 км – преодолевается за 52 часа, а проверка поезда во время прибытия и отбытия на Европейский пограничный вокзал, занимает всего 30 минут.  По словам заместительницы начальника отдела железнодорожного транспорта Лины Ясинскене, такой скорости удалось достичь благодаря успешному сотрудничеству с таможенными и пограничными учреждениями, а так же с помощью внедрения современных информационных систем. 
Л. Ясинескене утверждает, что контейнерный поезд получает всё больше международного признания: этот общий проект железнодорожных компаний Литвы, Белоруссии и Украины в 2008 г. Европейской комиссией признан лучшим практическим примером. В этом году Европейская интермодальная транспортная ассоциация присвоила “Викингу”  награду в номинации “Лучший интермодальный проект”.
 
 ***Продолжение следует…***
Сравнение объёмов перевозок контейнеров на поезде “Викинг”   по странам (2007-2009 г.)
 
 
 
Поездом “Викинг”  перевезено контейнеров (2005-2009 г. )
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0