Грузы – по рельсам (часть 2)

14095
В первой части обсуждались недавние проекты, предназначенные для упрощения перевозки грузов. На этот раз беседуем с перевозчиками и экспедиторами, которые предлагают услуги перевозки грузов по железной дороге.
 
 
Популярный маршрут – на Восток
Литовские экспедиционные компании пользуются железнодорожным транспортом при перевозке грузов в Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и пр. Перевозить грузы в Западном направлении мешает разная ширина рельсовой колеи. В последнее время всё громче обсуждается проект “Rail Baltica“ и продление европейской колеи до Каунаса – тогда можно было бы направлять больший грузопоток и в Западную Европу. 
В этом году, еще до того как колея будет протянута, планируется начать экспериментальный проект по замене подвижного состава в Моцкаве – это временно поможет решить проблему перевозки грузов в Польшу.
Скорость
Экспедиторы утверждают, что перевозить грузы на дальние расстояния по железной дороге выгоднее, чем с помощью тягачей.
«На поездах перевозим всё, что вы видите в магазинах – от продуктов питания, промтоваров до автомобилей. Вагоны для перевозки товаров мы берём напрокат у АО “Железные дороги Литвы”, они присоединяются к составу и отправляются на место назначения», — рассказывает руководитель фирмы “Rolando logistika“ Роландас Кямялкис, который занимается перевозками грузов в Казахстан и Узбекистан. Хотя состав до места назначения еще не раз перевешивается и переформируется, по словам Р. Кямялкиса, перевозка товаров на поезде не занимает больше времени, чем перевозка автомобилями. «Если, например, на полуприцепе до места назначения груз доезжает за 10 дней, то перевозка на поезде займёт примерно четырнадцать», — говорит Р. Кямялкис.
Компания “Autoverslas“  перевозит грузы в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, они перевозятся с помощью контейнеров, автовозов, полуприцепов. «Безусловно, перевозка грузов по железной дороге занимает немного больше времени, но разница не слишком большая», — говорит представитель “Autoverslas“  Нериюс Кярнагис.
Кстати, составляя договоры о перевозке грузов по железной дороге, термины обычно не оговариваются: скорость доставки груза зависит от многих факторов, которых часто нельзя предусмотреть и посчитать.
Литовские экспедиторы хорошо оценивают проект “Викинг”. Руководитель фирмы “Spedlita” утверждает, что этот поезд привлекает быстрыми терминами, хорошими ценами и регулярностью. Для груза, прибывшего в Клайпедский морской порт, заказываются контейнеры, затем они загружаются на платформы поезда и едут до точки назначения. Мы на этом поезде перевозим грузы до Минска. От Клайпеды до Минска груз едет примерно двое суток», — рассказывается коммерческий директор “Spedlita” Лукас Руткаускас. Хорошо этот поезд оценивают и другие заинтересованные экспедиторы: он всегда едет в одно и то же время, является достаточно быстрым, а тарифы – привлекательными. 
Правда, согласно утверждениям некоторых клиентов составить договора о перевозке грузов на поезде "Викинг" не просто. "Мы могли бы быть постоянными клиентами этого поезда — каждый месяц грузы из Украины везут около 50 наших тягачей. С удовольствием загрузили бы их на "Викинг". Увы, попытавшись договориться о возможности перевозить грузы по железной дороге, мы столкнулись с бюрократическими помехами.  Так и не удалось узнать, сколько стоит перевозка грузов на "Викинге", где можно загрузить тягачи на состав. Создаётся впечатление, что в АО "Железные дороги Литвы" работают не очень компетентные люди", — возмущался один из менеджеров вильнюсских фирм производителей.
Проект “Меркурий”, по мнению экспедиторов, погубили слишком частые проблемы при оформлении грузов в Москве и не всегда конкурентоспособные тарифы.
Дешевле?
Популярно утверждение,  что перевозки грузов по железной дороге обходятся примерно на третью часть дешевле, чем перевозки автомобильным транспортом. Так ли это? Экспедиторы, с которыми мы беседовали, утверждают, что тарифы на железнодорожные перевозки меньше, но не на столько.  Тарифы на перевозки грузов устанавливает АО “Железные дороги Литвы”, ежегодно они пересматриваются. «Тарифы на перевозку грузов устанавливаются, учитывая себестоимость (постоянные и переменные издержки), налоги инфраструктуры, рыночную ситуацию», — политику составления расценок комментировал заместитель директора Дирекции перевозок грузов АО “Железные дороги Литвы” Томас Кяршис.
На сегодняшний день АО “Железные дороги Литвы” предоставляет скидки крупным и надёжным клиентам – они могут предоставляться либо перевозчику, либо товарной группе, либо отдельному грузу.
Чем больше размер перевозимого груза, тем меньше расходы транспортировки на единицу товара. «Если товар большой, его дешевле перевозить по железной дороге. В один вагон можно поместить столько товара, сколько влезет в 3 тягача»,- говорит  представитель “Autoverslas“  Н. Кярнагис.
Р. Кямялкис утверждает, что перевозка грузов по железной дороге не всегда обходится дешевле – больше всего цена зависит от размера и количества единиц груза. При перевозке груза автомобилем, не важно, что именно ты перевозишь – цена одинаковая, а на железной дороге тарифы устанавливаются по достаточно сложной системе. Цена зависит и от ассортимента товара, и от его веса», — особенности железной дороги перечисляет Р. Кямяклис.

Надёжнее всего?

Утверждается, что железнодорожный транспорт – один из самых лучших видов транспорта еще и потому, что он очень безопасный. «Железнодорожным транспортом перевозить грузы надёжнее и дешевле, чем с помощью другого транспорта. Кроме того, по железной дороге переправляются те грузы, которые невозможно перевозить другими видами транспорта: твёрдое минеральное топливо, нефть и её продукты, удобрения, чёрные металлы», — говорит Т. Кяршис.
Экспедиторы говорят, что сталкиваются с разными проблемами безопасности груза. Безусловно, перевозимый по железной дороге груз защищён от отрицательного воздействия атмосферы – его защищает корпус вагона. Однако возникают проблемы с кражами или другими нарушениями. При перевозке грузов в Казахстан, Узбекистан или Таджикистан, им приходится преодолеть большие расстояния.  За это время груз нередко исчезает или портится. О проблемах безопасности экспедиторы говорят по-разному. «Кражи в железнодорожном транспорте всё еще распространённое явление.  Если груз исчезает или портится, получить возмещение за него очень сложно. Поезд по дороге до места назначения проезжает много участков, за которые отвечают разные организации.  Иногда мы не знаем, где искать виновного и с кем судится. Бывает, что убытки приходится компенсировать самим», — рассказывает Р. Кямяклис.
По словам Н. Кярнагиса, от воровства или порчи груза в дороге клиент может застраховаться дополнительно.  Естественно, это влечёт за собой дополнительные расходы. «Встречаются разные ситуации, но не могу сказать, что на железной дороге они очень частые», — утверждает он. Так как фирма заключила договор о перевозке грузов с АО “Железные дороги Литвы”, претензии предъявляются этой компании. «Обычно вагоны обсматриваются на каждой из промежуточной станции. Все они запломбированы, а повреждение пломб несложно заметить. Станции находятся примерно на 200-300 км расстоянии друг от друга, поэтому можно установить, на каком примерно отрезке пути груз был украден или испорчен», — говорит Н. Кярнагис. Однако, по его словам, иногда повреждения тяжело заметить, и они обнаруживаются только на конечном месте назначения: однажды  ЗАО “Autoverslas“ привезённые грузы по дороге были…обстреляны.
Коммерческий директор “Spedlita” Л. Руткаускас утверждает, что при перевозке по железной дороге грузы пропадают и портятся примерно в 10% случаев. «Иногда убытки приходится компенсировать самим. Если груз был застрахован, собираем все документы и отправляем страховой компании», — говорит он.
Таможни…
Еще недавно многие экспедиционные фирмы боялись перевозить грузы через Белоруссию.  Сейчас ситуация сильно изменилась. «Таможенники этой страны уже не ищут разных нюансов, к которым можно было бы придраться. Если все документы в порядке, проблемы не возникают. Хотя каждую неделю отправляем по четыре вагона, в последний раз наш груз проверялся прошлым летом», — рассказывает Р. Кямяклис.
Перевозимые по железной дороге грузы имеют право проверять таможенники всех стран, через которые проезжает поезд.  Но на самом деле такая проверка проводится редко.
Не жалуются на проблемы с таможнями и другие экспедиторы. «Все документы груза стараемся заполнить правильно, поэтому проблемы на таможне почти не возникают», — говорит и Н. Кярнагис.

Перспективы
По словам Т. Кяршиса, в течение последних трёх-пяти лет в Литве по железным дорогам переправляется около 45% всех грузов. «По железной дороге переправляется основная часть в Клайпедском порту перегружаемых грузов,  развозится продукция литовских фирм, проводится транзит в Калининградскую область», — утверждает он.
Одно из наиболее перспективных направлений развития железнодорожного транспорта, лучшего удовлетворения потребностей клиентов и создания новых рабочих мест – развитие интермодального транспорта в Литве. «В связи с развитием интермодального транспорта в Каунасе и Вильнюсе создаются общественные центры логистики. Воспользовавшись помощью фонда Евросоюза, будет создана необходимая для этих центров инфраструктура: построены современные  интермодальные сухопутные терминалы,  предоставлены условия на их территории открываться фирмам, которые занимаются транспортом, логистикой, а так же другой с перевозками грузов связанной деятельностью. Планируется, что такая концентрация будет стимулировать коммерческую кооперацию между отдельными видами транспорта, больше грузов будет перевозиться по железной дороге – с помощью более экономичного, экологичного транспортного средства», — прогнозирует Т. Кяршис.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0