Какая польза перевозчикам от поправок в закон Литовской Республики „О поддержке занятости“?

10624

С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в закон Литовской Республики „О поддержке занятости“. Профессиональное обучение будет проходить по купонам, которые будут выдаваться Биржей труда Литвы. Между Биржей труда, работодателем и безработным (или работником, предупреждённым об увольнении) будут подписываться трёхсторонние договоры о профессиональном обучении. Работодатель будет обязан трудоустроить человека на определённое рабочее место на период не менее 12 месяцев, а безработный или предупреждённый об увольнении работник – работать на определённом месте не менее 6 месяцев. Данный порядок является не совсем понятным для перевозчиков, а некоторые уже сомневаются в его полезности – якобы и вновь будут обучаться люди, на практике не способные работать в транспортном предприятии.

 

Уже вступили в силу поправки в ст. 8, 23 и 28 закона „О поддержке занятости“, касающиеся безработных и предупреждённых об увольнении работников. Тем не менее, пока что никто: ни Биржа труда, ни Министерство труда и социальной защиты, ни потенциальные работодатели – не знают, насколько эффективной будет эта система.

 

А работать она должна так: между безработным, Биржей труда и работодателем подписывается трёхсторонний договор, а безработному предоставляется возможность самому выбрать место профессионального обучения. Курсы будут полностью или частично оплачены Биржей труда за определённый купон – „ваучер“.

 

Как утверждают представители Министерства труда и социальной защиты, таким образом, работодатель, трудоустроивший гражданина, обязуется сохранить за ним его рабочее место в течение года, а безработный – работать на этом месте не менее полугода.

 

Подготовить работников согласно потребностям?

 

Представители государственного аппарата убеждены, что ваучерная система будет поощрять людей учиться с целью быть принятым на работу, а работодателей – готовить работников согласно своим потребностям.

 

Однако в этом уже сейчас сомневаются некоторые работодатели. „Эта система, вероятно, не будет особо эффективной. Обязанность работника работать на конкретном рабочем месте полгода – это разбрасывание денег на ветер. Должен быть предусмотрен более продолжительный срок пребывания работника на одном месте – например, 3 года“, — считает менеджер ЗАО „Simatra“ Сигитас Жилюс.

 

Собеседник также сомневается в компетентности учреждений по подготовке работников: „Знают ли они реальные требования, например, сектора логистики? И вообще, при разработке этой ваучерной системы нужно было больше консультироваться с работодателями. Мне кажется, что часть денег, выделенных на реализацию данной системы, должна остаться в транспортных предприятиях, так как именно они могут наилучшим образом обучить работника“.

 

В поправках в закон „О поддержке занятости“ предусматривается, что находящиеся в рабочем возрасте безработные или работники, предупреждённые об увольнении, работающие не полный рабочий день, на протяжении всего периода обучения каждый месяц будут получать стипендию (0,7 от утверждённой Правительством минимальной заработной платы за прослушанные часы). Также если обучение происходить не в месте проживания лица, будут оплачиваться все расходы на проезд и проживание, компенсироваться расходы на обязательную проверку состояния здоровья.

 

Кто будет обучать?

 

Поставщиком профессионального образования может быть не только учреждение образования, но и работодатель, который перед приёмом на работу лица хочет повысить его квалификацию, или же иной работодатель (например, предприятие схожего профиля, имеющее возможность обучать безработных). Поставщик профессионального образования в порядке, установленном законом, обязан получить право готовить и исполнять программы профессионального обучения.

 

Стоит обратить внимание на то, что согласно закону „О профессиональной подготовке“ поставщик профессионального образования может принять учеников и начать выполнение программ формального профессионального обучения только после получения лицензии, выдаваемой Министерством науки и образования. В свою очередь Министр образования должен утвердить порядок подготовки и законодательного оформления образовательных программ.

 

Программы неформального профессионального обучения разработаны для получения или усовершенствования профессиональных компетенций работника. Требования к программам неформального профессионального обучения и их исполнению может установить организация, заказывающая или финансирующая обучение по данной программе.

 

Однако, согласно информации из министерства труда и социальной защиты, это не значит, что при отсутствии конкретного будущего работодателя безработный не имеет шансов участвовать в обучающих программах. Обучение также будет доступно для тех безработных, которые подписали договоры с территориальными Биржами труда и обязались после завершения обучения заняться самостоятельной деятельностью в течение не менее 6 месяцев. В третьем случае профессиональное обучение предлагается организовывать согласно прогнозам рынка труда, подготовленным Биржей труда. Прогнозы должны помочь определить, какие вакансии появятся на рынке труда и какие из них не будут заняты специалистами, подготовленными учреждениями образования Литвы.

 

Недостатки системы

 

Основные недостатки системы, названные работодателями – это то, что обучаемое лицо не будет иметь статуса работника-ученика. Перевозчики отмечают, что такому работнику работодатель не сможет доверить транспортное средство, документы и пр. Как говорят скептически настроенные представители транспортного сектора, так обучаться — всё равно, что смотреть в окно.

 

Всё ещё непонятно, смогут ли потенциальные работники справиться с доверенными им заданиями – безработный или предупреждённый об увольнении работник в течение 15 дней с момента выдачи ему образовательного купона должен найти себе поставщика профессионального образования и вернуть Бирже труда вторую заполненную часть купона.

 

Договор об обучении между получателем купона на обучение и поставщиком профессионального образования должен быть подписан, и обучение должно начаться не позднее чем через 30 дней после заполнения второй части купона.

 

Стоимость образовательного купона соответствует цене выбранной образовательной программы и не может превышать размеров, установленных законом „О поддержке занятости“ (для получения квалификации – не более 6 утверждённых Правительством минимальных заработных плат, для повышения квалификации — не более 6 утверждённых Правительством минимальных заработных плат). В случае если цена образовательной программы превышает стоимость купона, разницу оплачивает работодатель или сам безработный.

 

Пока что остаётся ждать первых результатов и надеяться, что данная система не станет очередным бюрократическим инструментом, от которого представители сектора логистики не получат никакой пользы.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 107
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0