Когда проблемы решаются по принципу кнута

botagas

В начале недели мы писали о том, что уровень смертности и количество тяжких увечий в результате несчастных случаев в транспортном и складском секторе один из самых высоких по сравнению с другими секторами. Государственная биржа труда Литвы (VDI) обеспокоилась из-за неуменьшающегося количества несчастных случаев на работе и, кажется, нашла решение проблемы – с 2013 г. может увеличиться налоговый тариф для фирм, которые ненадлежащим образом организовывают безопасность на рабочем месте.

Государственная биржа труда представила Фонду социального страхования «Sodra» данные о более, чем 60 литовских фирм, для которых в следующем году может увеличиться тариф страхового налога по причине различных нарушений безопасности на рабочем месте и большого количества профессиональных болезней. Из-за реальной угрозы безопасности и здоровью работников в девяти из этих компаний были приостановлены работы, ещё в 55 фирмах произошли тяжёлые или смертельные несчастные случаи. Так как в 2012 г. больше всего несчастных случаев на работе произошло в транспортных и складских компаниях, их директора будут обязаны обратить большее внимание на безопасность условий труда, и не только на бумаге, но и на практике.

Старший советник Фонда «Sodrа» Йолита Скинулите-Някшу рассказала редакции Cargonews, что страхователи уже не первый год приписываются к различным тарифным группам по уплате социальных страховых взносов. «В зависимости от того, к какой тарифной группе по уплате пенсионных и прочих взносов причисляется страхователь, ему также начисляется соответствующий тариф страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, общая сумма налогов для первой группы составляет 30,98%, для второй – 31,22%, для третьей – 31,70%, для четвёртой – 32,6%», — комментирует теперешнюю стразовую систему в Литве Й. Скинулите-Някшу. Тарифы взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для различных групп рассчитываются согласно показателям травматизма и профессиональной заболеваемости каждого отдельного страхователя за последние 3 календарных года и среднему числу страхуемых лиц. Страхователям, на производстве которых за последние 3 года произошло больше всего смертельных и травматических случаев, признанных страховыми, начисляется самый высокий тариф страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. К этой категории относятся транспортные, складские и строительные компании.

Тем не менее, с 1 января 2013 г. при разделении страхователей на различные тарифные группы будет учитываться не только количество несчастных случаев, но и представленные Государственной трудовой инспекции данные о наложенных на них административных взысканиях, совершённых нарушениях закона о безопасности и здоровье работников. Согласно дополненному закону «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», эти данные будут предоставляться «Sodra» впервые. Как говорит старший трудовой инспектор Литовской Республики Вилюс Мачюлайтис, вероятно, что эта мера оправдает себя и обеспечит более безопасные трудовые условия, а также заставит руководителей компаний улучшить контроль своих предприятий.

Транспортники критически относятся к такому решению

Мы поинтересовались у представителей транспортного сектора Литвы, действительно ли эта мера будет эффективной.

Юргита Жукене, менеджер персонала в фирме «Festina», занимающейся логистикой и перевозкой грузов, не жалеет острых высказываний в адрес государственных органов, говоря о безопасности работников. «Мнение наших государственных органов по поводу организации безопасного производства абсолютно устаревшее, бюрократическое и громоздкое. Каждый день появляются всё новые и новые документы, подписи и журналы, но ты же не всегда можешь спасти жизнь на дороге. Требования безопасности на рабочем месте необходимы, однако мы не видим практической стороны – курсов, обучения для представителей фирм, реальной оценки действительности. Государственные служащие концентрируют всё своё внимание на контроль, наказание и поиск «виноватого», вместо того, чтобы поделиться практическим опытом, консультировать работодателей и вместе искать действенные способы их обучения, воспитания, информирования», — говорит Й. Жукене. Её компания делает постоянные инвестиции в безопасность работников, однако, как кажется ей самой, вклад государства по вопросу обеспечения безопасности работников слишком мал.

Мы поинтересовались у Й. Жукене о новом предложении Государственной трудовой инспекции Фонду социального страхования «Sodra». Ответ собеседницы был безжалостным. Такое решение, во-первых, заставит заинтересованные компании искать не способы улучшить безопасность работников, а средства для выплаты большего налога. В нашей стране установилось управление по принципу наказания. Вместо того, чтобы решать проблемы по существу, все выбирают более лёгкий путь – наказывать. Если фирма будет должна выплачивать больший налог, то откуда у неё будут средства на увеличение безопасности на производстве? Станет ли это гарантом безопасности?» — риторически спрашивает собеседница. Она также считает, что гораздо более эффективной мерой было бы не увеличивать страховой тарифа, а обязать компанию организовать дополнительные курсы, наблюдать, анализировать их, высказывать своё мнение. Менеджеру персонала фирмы «Festina» хотелось бы, чтобы наши предприниматели брали положительный пример со стран ЕС, где государственные органы консультируют частные компании и сотрудничают с ними для достижения общей цели – обеспечения безопасности и здоровья работников.

И всё же статистика свидетельствует о том, что большинство бизнесменов смотрят на безопасность работников, как на формальность, и не придают этому особого значения. С другой стороны, многое зависит и от самого работника. Практика перевозчиков указывает на то, что самый большой риск возникает вследствие действий работника – превышения скорости, нарушения ПДД и инструкций безопасности, т.д. Поэтому каждый работник обязан в первую очередь самостоятельно заботиться о своей безопасности на рабочем месте, независимо от уровня опасности его сфер деятельности.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0