Количество банкротств в транспортном секторе не уменьшается

pinigu_bomba

Октябрь был беспощадным для литовского бизнеса. Во всех секторах количество обанкротившихся фирм подскочило до 150 и на 49% превысило среднее количество банкротств за 9 месяцев этого года (105). Транспортный сектор не стал исключением. 2012 год неуклонно идёт к своему завершению, поэтому самое время поинтересоваться, со сколькими фирмами мы расстались за 10 месяцев этого года.

В октябре увеличилось количество банкротств транспортных компаний

По данным Центра регистров каждый из девяти месяцев этого года себя банкротом объявляли по 10 транспортных (дорожно-транспортных, логистических, других мелких транспортных компаний) компаний, а в октябре – целых 20 фирм. По сравнению с 2011 годом, количество банкротов уменьшилось, уровень прошедшего года достигнут не был. В январе-октябре 2011 года обанкротилось 119 транспортных компаний, а в тот же период, но уже в этом году – 111 компаний.

77 из всех обанкротившихся в этом году компаний специализируются в дорожно-транспортной деятельности. Это на 15% меньше, чем в прошлом году (91). В этом году в январе-сентябре в среднем себя банкротом объявляло 7 фирм в месяц, а в октябре их количество выросло до 15.

То, что на рынке банкротами чаще становятся экспедиторские компании, уже стало правилом. За 10 месяцев этого года банкротами себя объявило 29 экспедиторских и логистических фирм, что в 1,7 раз больше, чем в прошлом году (17)

Какие именно транспортные фирмы обанкротились?

Компания «Creditrefrom Lietuva», занимающаяся оценкой рисков, провела анализ обанкротившихся транспортных компаний и заметила, что чаще банкротами становятся молодые мелкие компании, чего не было в кризисные времена. «В статистике банкротств с начала года отражается концентрация транспортных компаний. К сожалению, транспорт уже стал одной из тех сфер, в которых мелким компаниям выжить трудно. Тем не менее, пока что нет оснований для беспокойств, так как более трети обанкротившихся фирм в последние три года вели минимальную деятельность», — говорит заместитель директора «Creditreform Lietuva» Ромуалдас Трумпа. Он также обращает внимание на то, что ситуация неплатёжеспособной фирмы начинает заметно ухудшаться за месяц до банкротства.

Оценивая данные, представленные «Creditrefrom Lietuva», эксперты замечают, что сегодня молодым фирма всё труднее и труднее выжить на рынке. 41 из обанкротившихся 77 компаний была открыта после 2006 года: из них 17 открыто в 2006 году, по 7 – в 2007 и 2008 годах. Несмотря на это, рыночной конкуренции не выдержали и давно работающие мелкие предприятия. 27 мелких компаний (35%), открытых до 2000 года, объявили себя банкротом в этом году. По утверждению экспертов, наиболее устойчивыми к банкротствам оказались фирмы, пережившие российский кризис 2001-2005 годов, и составившие лишь 12% от всех обанкротившихся в этом году компаний.

Из 29 обанкротившихся экспедиторских компаний 45% было открыто в 2006-2009 годах, 38% — в 2001-2005 гг, 17% — до 2000 г. (5 фирм).

Чаще всего рынок покидают мелкие транспортные компании

В этом году абсолютное большинство обанкротившихся фирм составили мелкие предприятия, генерирующие меньше прибыли. И хотя транспортный рынок в последние годы растёт, продажи транспортных компаний в 2011 году снизились на 60%.

Говоря о работниках обанкротившихся транспортных компаний, нужно сказать, что только 3 неплатёжеспособным фирмы были (согласно количеству работников за год до банкрота) среднего размера (от 50 до 150 работников). Обанкротилось 30 небольших компаний (от 10 до 49 работников), а 60 обанкротившихся мелких компаний имели до 10 работников. Кроме этого, 18 компаний вообще не имели наёмных работников – в основном то были индивидуальные компании, в которых работал только владелец.

По данным Фонда социального страхования «Sodrа» на 1 октября 2012 г., в 111 обанкротившихся в этом году фирмах работало 82 человека, в то время как полгода назад (на 1 апреля) – 423, а на 1 октября 2011 г. – 895. За 12 месяцев до банкротства в этих 111 компаниях работало 1175 работников. Аналитики из «Credireform Lietuva» замечают, что в среднем каждый месяц количество работников неплатёжеспособных фирм уменьшалось на 5-6% и за полгода до банкротства количество всех работников уменьшилось на треть (до 788). В последующие месяцы количество работников каждый раз уменьшалось на 9-12% и в месяц объявления себя банкротом в этих компаниях осталось лишь 400 работников. Больше всего работников увольнялись в течение месяца после объявления фирмы неплатёжеспособной. Спустя 2 месяца после банкротства лишь в 15 фирмах осталось хотя бы по одному работнику.

После банкротства в фирмах не остаётся не только работников. Так как у мелких транспортных компаний нет запасов или долгосрочного имуществ, а лишь транспортные средства, которые в большинстве случаев взяты в кредит, взыскать долги из имущества практически невозможно.

Как понять, что вашему бизнес-партнёру грозит банкротство?

Перевозчики, начиная работать с экспедиторами, интенсивно интересуются, как новые партнёры рассчитываются с их коллегами. Как говорит Р. Трумпа: «Партнёрские транспортные компании могут заметить признаки ухудшающегося финансового положения, уменьшения кредитного рейтинга и оценить факторы риска, пока ещё есть возможность сохранить свои средства». Согласно рейтингу «Creditrefrom», большинство обанкротившихся фирм уже за несколько месяцев до банкрота отличаются плохим финансовым состоянием. За полгода до банкротства из 89 компаний, находящихся в рейтинге (т.е.получающих прибыль 2 года подряд):

— 5 имели низкий уровень риска. В 4 из пяти фирм за полгода до банкротства увеличилась задолженность Фонду социальной защиты, а затем на них нахлынула лавина судов и арестов имущества.

— 18 фирм имели средний уровень риска, а за 3 месяца до банкротства количество таких компаний снизилось до 11.

— 45 компаний имели высокий уровень риска. За 3 месяца до банкротства их стало 52.

— количество фирм с особо высоким уровнем риска (однако, формально работающих) увеличилось с 21 до 27.

Эксперты советуют обратить внимание и на количество арестов имущества. Практика показывает, что спустя год после ареста имущества 30% компаний полностью прекращают свою деятельность. По данным Реестра актов об арестах имущества, из 111 обанкротившихся фирм в 72 было арестовано имущество. Другой важный аспект – задолженность Фонду социального страхования. Долги «Sodra» оставило 85 компаний. В большинстве случаев затянувшиеся долги росли несколько месяцев подряд.

Из 111 обанкротившихся фирм до возбуждения дела о банкротстве из Регистра плательщиков НДС снялись с учёта 55 компаний, из низ 30 – в 2011-2012 гг.

Преднамеренные банкротства

Хитрые, но нечестные предприниматели не дремлют и, заметив негативные тенденции, не пропускают возможности организовать преднамеренное банкротство. В странах Евросоюза преднамеренные банкроты составляют 4-6% всех неплатёжеспособных фирм.

По данным Департамента управления банкротствами фирм на 01.10.2012 г., из 11 583 (1993-2011 гг.) обанкротившихся фирм 41 был признан преднамеренным. Целых 5% преднамеренных банкротств было организовано в транспортном секторе.

Изучая причины предварительных банкротов и определения судов в подобных делах, можно заметить, что зачастую руководители и владельцы компаний обвиняются в заключении очевидно невыгодных сделок для увеличения убытков и задолженностей:

• убыточно продавая и безвозмездно передавая имущество фирмы;

• предоставляя беспроцентные кредиты, уже имея собственный долг перед банками и кредиторами;

• используя средства фирмы без учётных документов;

• открывая дочернюю фирму, которой передаётся имущество, оставляя все долги неплатежеспособной фирме.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 138
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0