Командировки латвийских дальнобойщиков обложат налогами

12741
С 1 января 2011 года командировочные расходы латвийских дальнобойщиков начнут облагать подоходным налогом с населения и обязательными взносами социального страхования.
Три категории «обложенцев»
Введение новой схемы налогообложения для командировочных расходов прописаны в правилах Кабинета министров № 969 от 12 октября 2010 года «Порядок возмещения расходов, связанных с командировками». Всего один пункт правил изменит жизнь латвийцев, чья деятельность непосредственно связана с нахождением в командировках, а значит большую часть рабочего времени они находятся в пути.  Среди таких сотрудников выделяют три категории – летный состав гражданской авиации, бригадиры поездов, а также водители грузового и общественного транспорта.  Обычно оплата труда таких «передвижных» сотрудников компаний рассчитывается из стабильного оклада и возмещения дополнительных расходов, так называемых  «суточных».
Лимит в 70%
С  будущего года все кардинально изменится. Если в течение месяца командировочные расходы составляют до 70% от установленного для сотрудника фиксированного месячного оклада, то можно спасть спокойно. А вот если свыше 70%, то будьте любезны уплатить в госбюджет с превышающей суммы подоходный налог с населения и обязательные взносы соцстрахования.
Инициатором таких поправок, конечно, стало Министерство финансов Латвии, которое борется с теневой экономикой.  Новым порядком чиновники пытаются вынудить латвийские компании повысить сотрудникам фиксированные зарплаты.  По их расчетам, если оклад работника составляет минимум 300 латов, то командировочные расходы спокойно уложатся в рамки до 70%. Как отмечают специалисты приличные зарплаты свойственны лишь в авиакомпаниях и на железной дороге. Поэтому их сотрудников такие новшества не коснутся. Чего не скажешь о водителях латвийских автотранспортных фирм.  Как отмечает президент Латвийской ассоциации Latvijas Auto Валдис Трезиньш, в большинстве случаев водители получают минимальные оклады (сейчас в Латвии минимальный оклад составляет 180 латов,  а с будущего года его размер составит 200 латов, — прим. автора). Основной доход водителей и складывается из суточных денег, которые они сейчас получают чистыми без налогообложения.
Дороже в Европе
Легко посчитать, на каких маршрутах латвийские автоперевозчики потеряют деньги. А это неслабый удар для отрасли, которая только с весны этого года начала выбираться из кризиса.  По данным Дирекции безопасности дорожного движения и Латвийской ассоциации Latvijas Auto в Латвии зарегистрировано около 10 000 грузовых машин.  Примерно 80% из них выполняют международные рейсы, при этом большая часть ориентирована на Россию.  Согласно приложению к правилам Кабинета министров № 969 от 12 октября 2010 года «Порядок возмещения расходов, связанных с командировками» самые большие суточные полагаются тем, кто отправляется в командировку в Великобританию (44 лата в сутки), Францию (40 латов  в сутки), Италию (32 лата в сутки) и другие. На российском направлении для автоперевозчиков самыми дорогими станут Москва и Санкт-Петербург (32 лата в сутки), зато поездки в другие города восточного соседа обойдутся в 20 латов.  Вот и считайте, что находящийся, скажем, во Франции грузовик с водителем за 5 суток с лихвой покроет ежемесячный фиксированный оклад. Что уж там говорить о 70%.
Неравный бой
Латвийская ассоциация Latvijas Auto всеми силами пыталась изменить ситуацию. Однако проект правил ей был предоставлен за несколько дней до рассмотрения на заседании Кабинета министров. Министерство сообщений не  посчитало нужным сообщить об ожидаемых изменениях полномочного представителя автотранспортной отрасли, которую новшества затронут сильнее всего. Тем не менее, ассоциации удалось увеличить необлагаемый лимит командировочных расходов до 70%. Изначально в предложении Министерства финансов фигурировала цифра в 50%.
Одни участники автотранспортной отрасли  отмечают, что из-за новой схемы налогообложения возможно увеличение стоимости фрахтов. А это значит, что латвийские автоперевозчики окажутся снова в невыгодном конкурентном положении перед  конкурентами, скажем, литовцами и поляками. Другие видят в нововведение лишь желание государства  получить с фирм еще хоть что-то.
Руководитель UAB “Mečys” Мячисловас Атрошкявичюс утверждает, что если новый порядок вступит в силу, латвийским перевозчикам будет нанесён серьёзный удар. «Конечно, нельзя радоваться тому, что горит соседская изба, но… Перевозчики Литвы от этого только выиграют. Это будет большой плюс, как для литовских перевозчиков, так и для перевозчиков других стран, так как у них будут определённые преимущества. Латвийские власти рубят сук, на котором сами сидят. Мы не должны последовать их примеру», — говорит он.
Предприниматель размышляет, что бизнес перевозчика несложно переместить и в другую страну, где созданы более благоприятные условия. По его словам, если бы такой порядок был принят в Литве, немалая часть предпринимателей просто бы уехали из страны. М. Атрошкявичюс утверждает: «На сегодняшний день транспорт является той отраслью бизнеса, которая действительно приносит Литве немало денег. Мы, перевозчики, платим очень много налогов. Такие инициативы «подорвали» бы грузоперевозки».
Водители в невыгодном положении
Владелец фирмы Anikss Игорь Ануфриев считает, что многие компании выберут путь снижения оплаты труда водителей на ту сумму, которая будет уходить на налоги, а не повышение фиксированных заработных плат. «Борясь с теневой экономикой, государство лишь вынуждает предпринимателей уходить далеко в тень, либо, будучи послушными налогоплательщиками, выбирать: взять это бремя на себя или переложить на водителя. Скорее всего, зарплаты дальнобойщиков просто снизятся». – считает он. Размер фрахта вряд ли изменится, так как его определяет спрос на рынке, а не причуды фискальных служб.
 
 
Председатель Профсоюза водителей Литвы Рамунас Нарбутас говорит, что суточные деньги работников облагаются налогами только в государственном секторе – если суточные деньги составляют более 50% зарплаты, с них платится налог, однако на водителей дальнобойщиков это не распространяется.
 
 
После возвращения из командировки, часть денег (не менее 1041 + 1 лт брутто за месяц или не менее 6,31 + 1 лт за час) показывается в качестве заработной платы водителя, а оставшаяся часть выплачивается как суточные деньги, с которых государству не платятся налоги.
Несмотря на то, что работа водителей не очень хорошо оплачивается, и немалую часть зарплаты составляют суточные деньги, Р. Нарбутас так же не поддерживает такой инициативы. «Не думаю, что нужно вводить налог  на суточные деньги. В таком случае больше всего пострадает водитель. Работодатель не станет уменьшать свою прибыль, он просто уменьшит водителям суточные деньги. Поэтому мы выступаем за то, чтобы не создавать возможности их уменьшать», — говорит он. 
Председатель Профсоюза водителей сожалеет, что на сегодняшний день суточные деньги в коллективных или трудовых договорах решением Правительства могут уменьшаться до 50%.
Из-за инициативы Министерства финансов Латвии латвийские перевозчики окажутся в худшем положении, чем их конкуренты, например, литовцы и поляки. Порядок вступит в силу уже с начала следующего года. Прогнозируется, что это отрицательно отразится и на зарплатах водителей.
 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 108
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 54
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0