Кризис TIR системы: какие уроки извлечены?

Greenlight-199x122

На прошлой неделе было решено отменить введение новой процедуры транзита в России: система TIR должна была продолжать действовать. Однако… Для большинства перевозчиков ситуация остается такой же, какой была на прошлой неделе. Стоит поразмыслить о том, какие уроки извлечены из нашумевшего полугодия и чего ждать в будущем.

С Россией надо говорить на особом языке?

Начавшееся в начале лета и продолжавшееся всю осень давление европейских перевозчиков, политиков и общественных организаций на Федеральную таможенную службу России (ФТС) в целях сохранения полноценного функционирования системы TIR на территории России особым успехом не увенчалось. Несколько раз начало действия новой системы транзита переносилось, однако в середине ноября она все-таки вступила в силу. Воспрепятствовать решению не помогли ни переговоры высших чинов Европейского Союза с представителями России, ни укоры самих российских перевозчиков по поводу решения ФТС.

Совпадение это или нет, но «лед тронулся» именно тогда, когда Международный союз автомобильного транспорта (IRU) распространил заявление, в котором указал, что есть много предпосылок для того, чтобы в ближайшее время в России было приостановлено действие системы TIR.

После этого заявления IRU, стало ясно, что Европа в своем пространстве готова к ответным действиям по отношению к российским перевозчикам.

Тот же порядок

Когда на прошлой неделе появилась надежда на то, что система TIR будет продолжать действовать, на официальном сайте ФТС России была размещена новость об обратном . Оказывается с 1 декабря ничего не изменится и организация прохождения грузовыми транспортными средствами автомобильных пунктов пропуска на российской границе будет осуществляться в соответствии с порядком, действовавшим на 29 ноября 2013 г.

Книжка МДП по-прежнему не будет приниматься в качестве обеспечения в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в таможенных органах Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях, а также в Псковской, Себежской и Кингисеппской таможнях Северо-Западного таможенного управления.

Россия не знает, к чему стремится?

После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), немало говорилось о том, что надо создавать благоприятные для иностранных инвесторов условия, помогающие развивать российскую экономику. Однако текущие решения, связанные с международными перевозками, говорят об ином. Односторонние ограничения системы TIR и искусственные препятствия для международных перевозок, как следствие этих ограничений, изрядно повлияли на имидж России в глазах мирового сообщества. Россией, кроме введения национальной гарантии, больше не было предложено никаких решений, способных быть реальной заменой системе TIR.

Странным кажется и то, что ни ФТС, ни другие структуры власти до принятия решений о нововведениях, не сочли возможным обсудить эти решения с представителями бизнеса. А ведь бизнес наряду с государством, создает рабочие места и платит государству налоги. Не одна российская компания-перевозчик упомянула о том, что новый порядок международных перевозок—в той мере, в какой он существует на данный момент,— может вызвать снижение оборота и сокращение рабочих мест. По большому счету, государство должно бы помогать бизнесу, но в данном случае принятое государственным учреждением решение у российских предпринимателей вызвало много сомнений.

Российская таможня не готова к новому положению?

После вступления нового положения о транзитных перевозках в силу, ситуация на российской границе стала еще сложнее. Несмотря на то, что одни перевозчики повезли грузы другими путями, другие просто временно отменили рейсы в Россию (в ожидании прояснения всех тонкостей нового положения), на границе России образовались немалые очереди. В ожидании оформления документов водители простаивают еще дольше.

Более того — прибывшие на границу российские активисты, недовольные новой системой, увидели очереди намного больше тех, о которых говорят официальные источники.

О проблемах, касающихся лично водителей, тоже было немало разговоров. Не на всех пограничных пунктах есть площадки для ожидания, не хватает таких элементарных вещей, как пунктов питьевой воды, туалетов и мусорных ящиков.

Один водитель, который недавно пересекал границу (и изъявил желание не представиться) ситуацию описал коротко и ясно: « Нет слов. Даже материться не хочется».

Россия стремиться к тому, чтобы новый порядок перевозок обеспечил более надежный сбор таможенных и других платежей. Однако меры внедрения нового положения не должны влиять на время прохождения границы и здоровье водителей.

Что дальше?

В последнее время таможенники России говорили о том, что Таможенному союзу следует создать собственную систему транзита. По мнению представителей таможни, значительная часть грузов, перевозимых по системе TIR, предназначена именно для стран Союза, а перевозка товаров из Таможенного союза в Европу по системе TIR не очень популярна.

Таможенники указали и на то, что государства-члены Таможенного союза зависимы от монополистической системы TIR, и до сих пор у них не было другого выбора. А новая, конкурирующая система транзита, также как и новая структура управления системой, Таможенному союзу очень нужна.

Ясно одно: большинство перевозчиков хотят, чтобы система TIR и дальше оставалась в силе. Новая система транзита может стать альтернативой для тех перевозчиков, которые по каким-то причинам не могут или не хотят осуществлять перевозки по TIR книжкам. Живущие и работающие в демократических странах люди привыкли к праву выбора. Здоровая конкуренция – это основная движущая сила любого бизнеса, в том числе и транспортного. Остается надеяться на то, что сама Россия пересмотрит новую систему транзита (или предложит еще какое-то решение) так, чтобы перевозчикам не пришлось терять время в очередях на границе, нести убытки или заново искать пути на российский рынок.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 109
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 56
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 149
0