На что потрачены деньги «Linava»?

dviratis

Состоявшийся 9-ого мая конгресс «Linava» был полон страстей – одна часть его участников сыпала обвинениями, другая же их отрицала и доказывала, что результаты ее работы хорошие. Лучше всего результаты деятельности отражают финансовые показатели. Кроме основной своей цели – защиты интересов и решения проблем перевозчиков, «Linava», как и каждая фирма, должна стремиться эффективно использовать свои средства. Попробуем оценить, как на самом деле работает «Linava».

Финансовые результаты

Финансовые показатели – это те показатели, которые рассматриваются и оцениваются с повышенным вниманием, потому что они, как правило, очень четко говорят об истинном положении вещей. Но в случае с «Linava» дела обстоят иначе. На конгрессе ревизионная комиссия ассоциации утверждала, что руководство «Linava» и лично ее генеральный секретарь Ричардас Малкус превысил расходы утвержденного бюджета на 4,4 млн. литов. По словам же генерального секретаря, удалось даже сэкономить, и расходы были на 2 млн. литов меньше, чем планировалось, a финансовые результаты за год хорошие, потому что вместо запланированных 797.695 литов было получено 1.689.986 литов.

И руководители компаний, и бухгалтеры знают, что финансовая отчетность – только на первый взгляд ясная и однозначная сфера. На практике существует множество способов «жонглировать» цифрами, представляя их в выгодном для представляющего свете. Попробуем объективно оценить, сэкономило ли в 2013 году руководство «Linava» средства (как утверждает Р. Малкус) или все-таки потратило их безответственно (как видно из отчета ревизионной комиссии).

С одной стороны, если оценивать только суммарные цифры отчета руководства «Linava», то можно увидеть впечатляющую экономию: в 2013 году расходы составили на 7 млн. литов меньше, чем планировалось. Попробуем разобраться в структуре этой цифры. В 2013 году было выдано меньше TIR карнетов, нежели планировалось, и меньше уплачено в гарантийный фонд IRU. Соответственно, затраты «Linava» на себестоимость TIR карнетов и администрацию TIR гарантии автоматически были более низкими. Поэтому более объективная картина выполнения бюджета ассоциации может получиться в том случае, если будем оценивать остальные расходы, т.е. средства, использование которых напрямую зависит от деятельности руководства. А тут положение не настолько радует. Как отметила ревизионная комиссия, превышение бюджета составило более чем 4,4 млн. литов, а сэкономлено в этой части бюджета было чуть более 1,3 млн.

В наибольшем объеме были превышены расходы по следующим статьям бюджета: бухгалтерский учет и консультации, организация и участие в мероприятиях, командировки, расходы на репрезентацию, благотворительную деятельность и финансовую поддержку, затраты на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения, штрафы и пеня, другие общие административные расходы и расходы на другую деятельность.

А сэкономлено больше всего по таким статьям: заработная плата, развитие систем коммуникации, расходы, связанные с финансируемыми ЕС проектами, затраты на выплату процентов, резерв.

На что потрачены деньги?

На бухгалтерский учет и консультации в бюджете было отведено 420.000 литов, а потрачено по отчету «Linava» — более 800.000 лт, а по документам, которые проверила ревизионная комиссия — более 1,1 млн., т.е. почти втрое больше плана. Как правило, исходными данными при планировании расходов на бух. учет и консультации считаются факты предыдущего отчетного периода и прогнозы объема деятельности. Поэтому удивляет такое очевидное несоответствие между планированным и фактическим временем, которое бухгалтерские предприятия уделили учету финансовой деятельности «Linava» — тем более, что в 2013 году, по сравнению с 2012, объем деятельности ассоциации, связанной, например, с системой TIR, был намного меньше.

Почему так много тратится на бухгалтерию? На сайте «Linava» видим, что она платит фирме «Macrofinance» за работу 5 бухгалтеров. Обычно услугами бухгалтерских фирм пользуются небольшие компании, для которых слишком дорого содержать собственного сотрудника. Если платить бухгалтеру 3.500 лт «на руки» в месяц, за год на зарплату 5 бухгалтеров с учетом всех налогов фирма-работодатель должна потратить около 363.000 лт. А «Linava» в 2013 году потратила на услуги по бух. учету и консультациям, по утверждению ревизионной комиссии, более 1,1 млн лт. Вероятно, оставшиеся 737.000 лт были предназначены на консультации. В данной компании час консультации стоит 350 лт+НДС. Произведем грубый подсчет: 737.000 лт/(350 лт+НДС) = 1.740 раб.часа (р.ч.). 1.740 р.ч./8 р.ч./5 дней в неделю = 43 недели. Получается, что почти год каждый рабочий день по 8 часов представитель бухгалтерской фирмы консультировал «Linavа».

Еще один факт, вызывающий недоумение, — что некоторые предприятия, предоставляющие бухгалтерские и другие услуги ассоциации «Linava», связаны между собой. Проанализировав общедоступную информацию в интернете, оказалось, что ЗАО «Macrofinance», ЗАО «Macrofinance capital», ЗАО «KBR Holding», ЗАО «FB Investicija», ЗАО «PTA partners» и ЗАО «Urbista» руководит или руководил в прошлом, или является акционером Сигитас Живолтас. По данным ревизионной комиссии, в сумме эти связанные между собой компании в 2013 году получили от «Linava» 1.749.945 лт.

Другое поле деятельности, где руководство «Linava» перерасходовало предусмотренный бюджет —организация и участие в мероприятиях. Для этих целей в бюджете было намечено 240.000 литов, а фактические расходы, как указано в отчете «Linava», составили 907.207 литов. Например, для мероприятия «1000-километровые гонки», проходившего в Паланге, руководство ассоциации, по данным ревизионной комиссии, вместо планированных 95.000 литов выделило почти полмиллиона (из них 19.960 лт было потрачено на 590 бутылок алкоголя – бренди, вина, водки и виски). Нужны ли перевозчикам эти гонки? Какую ощутимую пользу получили члены ассоциации (и сама ассоциация) от того, что на это мероприятие были выделены немалые средства? Разве не было других сфер, в которых можно было использовать такую сумму с большей прямой выгодой для предприятий, платящих членские взносы «Linava»?

В то же время хочется прокомментировать превышение расходов, связанных с благотворительной деятельностью и финансовой поддержкой. Рассматривая результаты выполнения бюджета «Linava», возникает вопрос — почему вместо планированных 100.000 литов на эти цели было выделено по отчету руководства «Linava» — 187.970 лт, а по данным финансовых документов, которые исследовала ревизионная комиссия, еще больше – 287.970 лт, т.е. почти в три раза больше? Расходы на благотворительность обсуждаются при формировании бюджета. В отличие от большинства других расходов, на непредвиденное превышение которых могут влиять изменения рыночных условий, расходы на благотворительность более стабильны. Но и тут руководству «Linava» не удалось остаться в рамках запланированного бюджета.

Давайте поинтересуемся, какие организации получили благотворительную помощь от «Linava». Наибольшие суммы – от 20.000 до 35.000 лт — получили такие общественные организации: «Вильнюсский авто-мото клуб» («Vilniaus auto-moto klubas»), «Ассоциация молодых и перспективных бизнесменов» («Jaunų ir perspektyvių verslininkų asociacija»), «Autoverslas SD», «Федерация автомобильного спорта Литвы» («Lietuvos automobilių sporto federacija»), «Varovas&Co».

Несколько интересных фактов про «Autoverslas SD» и «Varovas&Co»:

  • «Autoverslas SD»: дата регистрации – апрель 2013 г. (а в июне того же года они уже получили финансовую помощь от «Linava» в размере 30.000 лт). Руководитель – Витаутас Римас, количество сотрудников – один. Примечательно, что, по утверждению самого В.Римаса, ранее он работал в ЗАО «Macrofinance Capital», связанной с ЗАО «Macrofinance», про которую написано выше, и которая получает от «Linava» за бухгалтерские услуги и консультации значительныe суммы.
  • «Varovas&Co»: дата регистрации – 2008 г., деятельность – автомобильный спорт, руководителем организации ранее был Кестутис Садаускас, с 1998 по 2011 год являвшийся членом ревизионной комиссии «Linava». В мае 2013 г. эта организация получила в качестве финансовой помощи 20.000 лт от «Linava» на участие в гонках. Собеседник из «Varovas&Co» сообщил, что кроме представителей нескольких перевозчиков, в этих гонках участвовали сын К.Садаускаса Паулюс и Витис Кондрусявичюс.

Следующие статьи бюджета, потребовавшие гигантских в том числе и незапланированных расходов — командировки и затраты на репрезентацию. По этим статьям было потрачено более чем 1,7 млн лт. Это на 800.000 литов больше, чем было предусмотрено в бюджете.

Есть еще несколько статей расходов, по которым общее превышение средств составило около 1,5 млн. литов — это затраты на ремонт и уход за зданиями, приобретение компьютерной техники и программного обеспечения, штрафы и пеня, другие общие административные расходы и расходы на другую деятельность. По этим статьями планировалось потратить 341.000 лт, а потрачено было, по отчету руководства «Linava», — более 1,8 млн лт. Т.е. в 5,5 раз больше. Без наличия бухгалтерских документов сложно комментировать обоснованность этих расходов. Можно лишь отметить, что сумма превышения на самом деле довольно значительная.

Расходы, повышение которых, возможно, не является жизненно необходимым — это аренда автомобилей и затраты на топливо. Можно порадоваться, что расходы на топливо находились в числе тех сфер, где руководству «Linava» удалось сэкономить. Но в договорах об аренде автомобилей ревизионная комиссия обнаружила немалые нарушения. Одно из них — факт, что автомобиль «Škoda Superb», которым пользуется Р. Малкус, берется в аренду одновременно у двух компаний — ЗАО «ALD Automotive» и ЗАО «Ardeina». Первая фирма является владельцем автомобиля и получает плату за аренду и за полное техническое обслуживание машины (2.358,5 Лт в месяц). Вторая фирма — ЗАО «Ardeina» —  не является владельцем автомобиля, но также получает плату за этот автомобиль (4.461,4 Лт в месяц). Примечательно и то, что руководителем ЗАО «Ardeina» является Дарюс Йонушис. Он же работает руководителем ЗАО «Promo events», которому «Linava» заплатила 300.457 лт за организацию «1000-километровых гонок».

Учитывая оба договора аренды, аренда автомобиля Р. Малкуса, его техническое обслуживание и страховка обойдется ассоциации в 2.358 лт*36 мес. (в ЗАО «ALD Automotive») + 4.416 лт*60 мес. (в ЗАО «Ardeina») = 349.848 лт. Имея в виду, что самый дорогой автомобиль такой модели стоит в автосалоне Škodа 131.000 лт, на эту сумму можно купить три таких автомобиля. Хотелось бы задать вопрос представителям ассоциации, подписавшим эти договоры – неужели подписывая второй договор аренды того же автомобиля с новой компанией, они не заметили первого, уже подписанного?

Вопросы без ответов

Все эти факты заставляют задуматься. Возникают вопросы:

  1. По каким критериям руководство «Linava» выбирает компании поставщиков? Почему для выбора компаний не объявляются тендеры?
  2. Почему «Linava» работает так неэффективно? Тратя в год 45 млн. литов, результат ее деятельности составляет всего 1,6 млн литов. Для сравнения, как описано выше, на одни только «1000-километровые гонки» было потрачена сумма, равная почти трети годового результата ассоциации – около 500.000 лт. Или другой пример – на бух. учет и консультации было потрачено более 1,1 млн лт, т.е. почти такая же сумма, как весь результат деятельности ассоциации за год.
  3. Разве нет более благородного способа потратить средства, предусмотренные на благотворительность и поддержку, нежели спонсирование связанных с фирмами-поставщиками компаний и участия в гонках нескольких представителей перевозчиков, сына руководителя ассоциации и сына бывшего ревизора ассоциации?
  4. И зачем «играть в демократию» и подтверждать какой-то бюджет ассоциации, если не поднимается вопрос об ответственности за его превышение?

Увы, но похоже, что ответ на эти, почти риторические вопросы, очевиден. Однако удивляют не только количество вопросов без ответа и способы использования средств ассоциации, но и пассивность членов «Linava». На конгрессе, проходившем 9-ого мая, из почти 1000 членов ассоциации участвовали только 425. Из них на выборах президента голосовали 383 перевозчика, а на выборах президиума — 296. Если это значит, что остальным перевозчикам безразлично, как распределяются их деньги и как ведется управление их ассоциацией «Linava», ситуация еще долго не изменится.

Комментарии

Ruslan Mazhov 2014-05-28 12:42

Если все, что написано в статье - правда, то мне жалко наших Коллег из Литвы. Беспредел, другого слова нет. Если вдруг будет вакансия - представитель рф в Линаве, возьмите меня. Я к вам в Линаву хочу.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 57
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0