Новый порядок выдачи и заполнения товарно-транспортной накладной «CMR» в Беларуси

9950

С 5 апреля в Беларуси изменился порядок выдачи и заполнения бланка накладной «CMR». Теперь образец накладной имеет новую форму, которая распространяется на перевозки товаров из Беларуси. Новые изменения согласилась представить и прокомментировать юрист из Беларуси Елена Шамко.

 

До 5 апреля 2012 г. в Беларуси выдавались накладные «CMR», имеющие не менее чем четыре страницы. Первые 4 страницы товарно-транспортной накладной «CMR» отводились каждой из сторон, непосредственно участвующей в процессе перевозки.

 

  • Первая страница — отправителю;
  • Вторая страница — получателю;
  • Третья страница — перевозчику;
  • Четвёртая страница — для расчётов.

 

Накладная «CMR» представляется отправителю как доказательство того, что груз погружен, а оставшиеся 3 страницы накладной должен был перевозить с собой водитель.

 

С 5 апреля текущего года перевозчики из Беларуси должны будут иметь товарно-транспортную накладную, состоящую из 6 и более страниц. Страниц накладной «CMR» с подписями и печатями отправителя и перевозчика (водителя или экспедиции) должно быть достаточно для доказательства осуществления международной автомобильной перевозки грузов. Страницы CMR-накладной отводятся для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможни и других органов. Первая страница CMR-накладной остаётся у отправителя, а остальные сопровождают груз.

 

Одну копию документа водитель (экспедитор) должен передать грузополучателю во время выгрузки груза. Если груз должен быть доставлен нескольким получателям, то товарно-транспортная накладная должна быть заполнена для каждого из них. Две страницы с подписями и печатями отправителя и получателя груза остаются у перевозчика для выставления счетов заказчикам.

 

При совершении таможенных процедур таможенным органам представляется не менее 3 страниц накладной «CMR», заверенных печатями и штампами грузоотправителя и перевозчика (экспедитора). Согласно правовым требованиям при совершении таможенных операций должны представляться все сопровождающие груз документы, в том числе и товарно-транспортная накладная «CMR» со всеми страницами и дополнениями. По утверждению белорусского юриста Е. Шамко, законодательство не предусматривает, на скольких и на каких страницах таможенный орган должен поставить свою отметку, поэтому было бы логично просить, чтобы печать была поставлена на всех поданных листах.

 

Законодательная теория и практика перевозчиков

 

Латвийская компания «Vikingauto trans» уже имело возможность оценить новый порядок выдачи товарно-транспортной накладной «CMR» в Беларуси. Инга Ривча, представительница данной фирмы, рассказала, что в Беларуси практически невозможно получить образцы CMR-накладных, состоящие из шести и более страниц. «В других странах можно использовать свои бланки CMR-накладных, однако в Беларуси товарно-транспортная накладная — бланк строгой отчётности, поэтому со своими документами работать не разрешается — нужно иметь шестистраничный бланк», — рассказала И. Ривча.

 

Мы также поинтересовались у белорусского юриста, как нужно поступать перевозчику, если между ним и грузополучателем есть ещё пять экспедиций, требующих оригиналы, которых постоянно не хватает. Как говорит Е. Шамко, накладная «CMR» — это документ, доказывающий перевозку, но его отсутствие, потеря или порча не имеет влияния на действия договора о перевозке. Более того, перевозчики, зная, что в Беларуси выдаются шестистраничные бланки товарно-транспортных накладных «CMR», должны оценить свои возможности и не подписывать договоры, которые они не могут выполнить. В таких случаях экспедитор не имеет оснований задерживать оплату.

 

Суды Беларуси, рассматривая споры об оплате перевозки, в качестве доказательства требуют оригинал CMR-накладной. При его отсутствии факт перевозки может быть доказан с помощью других документов. На взыскание фрахта влияет множество других деталей. Е. Шамко, имеющая немалую юридическую практику, не знает случаев, когда бы было отказано во взыскании фрахта только на основании отсутствия оригинала накладной «СMR». При наличии других документов, доказывающих перевозку, решение суда не в пользу перевозчика маловероятно.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0