Общественные центры логистики: стадия ускорения

12022

Идея создания в Литве сети региональных общественных центров логистики (ОЦЛ) родилась давно – лет десять назад. Ее активно поддержали автоперевозчики. По словам президента ассоциации “Linava” Альгимантаса Кондрусявичюса, они уже года четыре активно лоббирует затею в различных инстанциях. Примерно год назад, когда мы писали на эту тему, процесс еще только «пошел», и было много вопросов и сомнений. В этой статье мы попытаемся рассмотреть, что изменилось с того времени. И как близок тот финиш, когда интермодальные перевозки обогатят транспортный рынок республики, раскрыв свои преимущества и облегчив жизнь нашим и зарубежным водителям. 

 

В стремлении содействовать развитию ОЦЛ “Linava” в июле прошлого года даже подписала соглашение о  сотрудничестве с Шяуляйским ОЦЛ.

 

«Выбрали его только потому, что на тот момент именно шяуляйцы решительно взялись за дело, и, начав позже других, реально продвинулись вперед. Хотелось оказать им максимальную моральную и интеллектуальную поддержку», — вспоминает
А.Кондрусявичюс.

 

Шяуляйцы запрягают быстрее всех

 

Linava не ошиблась – шяуляйский проект оказался действительно самой бойкой «лошадкой». Вице-министр Римантас  Ваштакас считает, что судя по тому, что уже сделано, можно не сомневаться —  ОЦЛ в Шяуляй лидирует. К тому же он может стать одним из самых компактных и многофункциональных.

 

Этому способствует уже характер самой территории, где будущий ОЦЛ разместился: между Зокняйским аэропортом, с одной стороны, и огромной территорией Промышленного парка (218 га), с другой стороны. «Промпарк – это уже имеющиеся или будущие склады для готовой продукции или сырья», — поясняет заведующая отделом развития города и инвестиций дирекции администрации самоуправления Айсте Жалявичене. Строительство интермодального терминала  на территории в 17 га, к которой уже подведены инженерные коммуникации, а также прокладка к нему пятикилометровых железнодорожных рельсов и автодорог позволят организовать перераспределение грузов сразу между тремя видами транспорта – железнодорожным, автомобильным и авиационным.

 

По словам А. Жалявичене, финансирование на разработку техпроекта уже утверждено, конкурс проведен и с победителем – AO “Pramprojektas” вскоре будет подписан договор. Предполагается, что проект завершится в октябре с.г., а к концу 2012 года терминал будет сдан в эксплуатацию. Параллельно с этим – в те же сроки – должна быть освоена на предмет создания инфраструктуры и территория Промпарка – порядка 165 га.

 

«Наше преимущество в том, что в собственности самоуправления находится достаточное количество земли, поэтому мы не сталкиваемся с проблемой ее выкупа у собственников, что обычно сильно тормозит всякие строительные планы. В принципе мы можем диспонировать землей до 300 га, и не акцентируем это только потому, что пока нет средств для обеспечения ее инженерными сооружениями», — подчеркивает  она.

 

Как сказала А. Жалявичене, пока у местных властей нет твердого мнения относительно схемы управления ОЦЛ: отдать ли его в руки частной компании, в руки самоуправления, или придумать какую-то смешанную модель. По ее личному мнению, неплохо было бы, если бы функции оператора взяла на себя солидная частная компания, Однако, окончательное решение будет принято лишь после того, как консультант проекта – Ernst&Young представит свои соображения.

 

С созданием здешнего ОЦЛ связаны большие ожидания. Предполагается, что через несколько лет здесь будут складироваться до 4 млн. тонн грузов. А контейнерный терминал, который намереваются построить силами частного бизнеса, увеличит свою мощность с 5 тыс. в 2013 до 34 тыс. уловных контейнеров(TEU) в год.

 

Вильнюс дышит в спину

 

Если исходить из сроков, то  вслед за Шяуляй  идет Вильнюс. Как пояснил  зам. директора Дирекции грузовых перевозок “Lietuvos geležinkeliai” (LG ) Саулюс Стасюнас, проект состоит из трех этапов. На первом речь идет об освоении 60 га территории у станции Вайдотай, где разместится мотор ОЦЛ – интермодальный терминал, а также посты таможни и Ветеринарно-продовольственной службы.  На втором этапе  будет освоена территория в масштабе 100 га в районе южной окружной дороги, на третьем этапе — остальная территория, общий размер которой (вместе с первыми) определен в 350 га.

 

Пока реально речь идет лишь о первом этапе.  С учетом того, что в ближайшее время будет подписан договор с разработчиком техпроекта терминала,  конечная дата ввода его в строй обозначена на конец 2013 года. То есть – на год позже, чем у шяуляйцев.

 

По поводу этого этапа также подписан целый ряд соглашений, важнейшими среди которых являются договоры о  сотрудничестве с Таможенным департаментом и Ветеринарно-продовольственной службой (май, 2010). Практически это означает, что  в одном месте будут осуществляться все процедуры,  связанные не только с экспедированием, перегрузками и перевозками, но и с экспортом, импортом и транзитом.

 

«Это даст как минимум двойной эффект: облегчит работу водителей, которым не придется курсировать по городу от одной инстанции к другой. И улучшит экологическую обстановку столицы, привязав значительную часть автотранспорта к его окраине», -отмечает С. Стасюнас.

 

Что касается  второго и третьего этапов, где речь идет о формировании т.н. «грузовых деревень» — крупных складских комплексов, то, как показывает опыт  Германии, Италии и др. стран, это  процесс длительный – 30-40 лет.  Если же учесть, что Шяуляй со своим Промпарком  уже сегодня  осваивает большую территорию, то есть основания предполагать, что он и в создании «деревень»  может опередить столицу.

 


С мертвой точки

 

В Каунасе ситуация развивалась витиевато. Там почти десять лет спорили по поводу выбора места для ОЦЛ. В конце концов появились даже два лагеря: сторонники Палемонаса и Кармелавы. У каждой из этих «партий» были свои резоны: первые уповали на то, что в Палемонасе уже имеется часть необходимой инфраструктуры, вторые на наличие Свободной экономической зоны (СЭЗ) и аэропорта. Кому отдать предпочтение? – в затруднении оказались даже консультанты.

 

Спор был решен в октябре прошлого года двумя гостями из Брюсселя – координатором проекта “Rail Baltica” Пaвелом Теличкой и координатором проекта TEN-T Джоном Пондом.


Ознакомившись с выводами предпроектного исследования, они предложили решить вопрос не методом предпочтения, а методом  соединения двух этих территорий.

 

«Они сказали, что для такого важного узла, как Каунас, ограничиться одним Палемонасом – значит  не иметь перспективы развития из-за ограниченности территории.  В то же время было бы ошибкой не использовать и налоговые льготы СЭЗ и  взлетно-посадочные полосы Кармелавскогоо аэродрома – единственного в Литве, способного принимать тяжелые грузовые самолеты типа “Boeing 747-400”. Поэтому они предложили соединить все три точки железнодорожной линией – 7 км. до СЭЗ и 2 км. – до аэропорта», — вспоминает вице-мэр Каунаса Римантас Микайтис.

 

По его словам, такое предложение показалось интересным вдвойне: и по своему конструктивному содержанию, и потому еще, что оно получит активную поддержку из ЕС. Идея «пришлась ко двору», и в мартовском Постановлении правительства, присвоившему Каунасскому ОЦЛ статус «экономически важного проекта», она была зафиксирована официально.

 

Впрочем, на сегодня задачей номер один является Палемонас, то есть освоение 65 млн. литов средств на проектирование и строительство интермодального терминала. Мощным аргументом в пользу выбора места для терминала именно здесь стало и то, что соединить железнодорожную ветку европейской колеи  с российской по проекту “Rail Baltica” правительство решило ни в каком ином  месте, а именно здесь.

Как и в Вильнюсе, оператором проекта является LG. По словам Р. Макайтиса, чтобы воспользоваться деньгами ЕС, строительные работы надо начать не позже 2013 года. Поэтому проект следует завершить хотя бы к середине 2013 года.

 

При таком графике ясно, что реально Каунас финиширует с первым этапом только в 2014 году. То есть придет третьим.

 

Что касается четвертого игрока – Клайпеды, то, как пояснил Р. Ваштакас, пока она выпала из рядов строителей ОЦЛ, поскольку стартовавший ранее проект забракован. Его должны были создавать в южной части порта. Однако вскоре выяснилось, что выделенная территория с трудом поддается освоению, поскольку на ней «не заметили» множество участков частной земли – либо уже возвращенной, либо подлежащей возврату бывшим собственникам.  Пришлось отказаться от затеи и заказывать новое исследование возможностей — в поисках более подходящего места. Оно еще не завершено, поэтому говорить сколько-нибудь определенно о дальнейшей судьбе Клайпедского ОЦЛ  пока рано.

 

Попутно

 

Такова вкратце на сегодня диспозиция на фронте строительства ОЦЛ в Литве.  По мнению А.Кондрусявичюса, за последний год движение ускорилось, стала чувствоваться заинтересованность и поддержка со стороны правительства. В частности,  ускорению процесса создания системы ОЦЛ наверняка будет способствовать принятие поправок к Закону о земле, предусматривающих процедуры, которые позволят резко сократить бесконечные волокиты с выкупом земли у собственников. Ведь именно на этом споткнулась Клайпеда и, наверняка, придется немало повозиться при реализации проектов в Вильнюсе и Каунасе — особенно на дальнейших стадиях. 

 

Согласно новой редакции закона, после принятия решения о выкупе земли для общественных надобностей, ее собственник лишается права тем или иным образом изменить имущественные права на этот участок, не может его разделить, соединить с другими и т.п.  А в  случае возникновения споров уже не сможет  изматывать заинтересованную инстанцию волокитой: спор переносится на судебную площадку в течение 60 дней – и не позже. Именно суд тогда решает, справедлива или нет предложенная собственнику цена, тем самым закрывая вопрос.

 

Однако, остается  открытым фундаментальный вопрос: а сколько региональных центров нужно стране?  Некоторые считают, что в нынешней кампании есть перебор. Например,  бывший министр сообщений Альгирдас Буткявичюс полагает, что Литве вполне достаточно было двух ОЦЛ – в Вильнюсе и Каунасе.

 

Р. Ваштакас на такой вопрос дипломатично заметил, что все они важны и  равные  в том смысле, что должны стать региональными узлами логистики. Другое дело – величина, масштаб, сочетание видов транспорта – это должны взвешивать и определять эксперты.
Эксперты же  не возражают, процесс идет…

 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 110
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 56
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 149
0