Перевозчики объединились для борьбы со страховщиками

13113
Долгое время мучавший перевозчиков закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) может быть изменён, так как для борьбы со страховщиками объединились национальная Ассоциация перевозчиков Литвы “Linava” и Ассоциация мелких и средних перевозчиков, которая и стала инициатором отправки предложений о поправках упомянутого закона в государственные организации.
 
Ассоциация мелких и средних перевозчиков и “Linava” свои предложения об изменении закона об ОСАГО уже отправили президенту Литовской Республики Дале Грибаускайте, министру экономики Дайнису Крейвису и председателю Комиссии по страховому надзору Миндаугасу Шалчюсу.
 
Инициаторы хотят изменить 1 и 4 части 10 ст. и 3 часть 11 ст. ОСАГО. Это делается потому, что перевозчики Литвы испытывают большие убытки, покупая страховки в страховых компаниях Литвы. Литовские компании, как правило, отказываются компенсировать убытки, если они превышают максимальную сумму защиты, установленную в других странах (Российской Федерации, Белоруссии и других странах, не принадлежащих ЕС). Следовательно, оставшаяся сумма требуется напрямую у виновника ДТП.
 
В такую ситуацию попала и транспортная компания “EKOSIG”: полгода назад в Белоруссии, на дороге М 1, водитель упомянутой компании столкнулся с зарегистрированным  в России микроавтобусом “Ford Tranzit” и врезался в металлическое боковое заграждение, которое является собственностью Российской Федерации. Этот случай был признан страховым, однако полученной суммы “EKOSIG” не хватило для возмещения ущерба компании, которой принадлежит испорченное заграждение. Пострадавшая фирма предъявила “EKOSIG” претензию, требуя выплатить 151 566 рублей. К тому же, пострадавшая сторона пригрозила, что если деньги не будут перечислены в течение 15 дней,  Россия перестанет впускать транспортные средства литовской компании на свою территорию.
 
Администрировавшая дело страховая компания «Ресо Гарантия» выплатила 120 тыс. рублей для возмещения убытков, нанесённых владельцу микроавтобуса и 40 тыс. рублей за заграждение, хотя пострадавшая фирма требовала 191 566 рублей. Всего лишь 40 тыс. руб. за заграждение было выплачено потому, что до этого было выплачено 120 тыс. руб. за микроавтобус (максимальная сумма – 160 тыс. руб., ровно столько, сколько правовые акты предусматривают для одного страхового случая, в котором было испорчено более одного транспортного средства и имущество). Следовательно, при такой ситуации, “EKOSIG” из своего кармана должна доплатить 151 566 рублей.
 
Такое решение не удовлетворило руководство“EKOSIG”, поэтому было решено обратиться в Вильнюсский окружной суд с иском в отношении страховой компании “BTA Draudimas”. Сумма иска – 151 566 рублей.
 
Руководитель компании “EKOSIG” Сигитас Чяснавичюс говорит, что такая ситуация сложилась из-за пробелов в законе об ОСАГО. Пока дело находится в суде, инициируется изменение упомянутого закона.
 
Беспокоит размер страховой защиты за границей
 
“Linava” постоянно получает от своих перевозчиков жалобы из-за недостаточных выплат для компенсации вреда третьим лицам во время происшествий в России, Белоруссии и прочих странах, при наличии ОСАГО с «зелёной картой». Страховые выплаты в некоторых странах системы «зелёной карты», которые не принадлежат ЕС, очень малы по сравнению со страховыми выплатами в Литве и других странах ЕС.
 
В России по страховке ОСАГО с «зелёной картой» третьим лицам выплачивается максимум 160 тыс. рублей,  а оставшуюся часть (зам. авт. – которую не покрывает ОСАГО с «зелёной картой») должен возместить виновник происшествия. Для сравнения: максимальная сумма выплаты по ОСАГО с «зелёной картой», если происшествие произошло на территории Литвы, невзирая на количество пострадавших третьих лиц, составляет 2 500 000 евро, когда вред нанесён лицу, и 500 000 евро, когда вред нанесён имуществу.
 
“Linava” подчёркивает, что закон ОСАГО чётно регламентирует размер страховой защиты в странах – членах ЕС, однако не указывает размер страховой выплаты в других странах. Суть предложений ассоциации по изменению закона ОСАГО – установление чёткого размера выплаты в иностранных государствах.
 
«У собственников транспортных средств проблемы будут до тех пор, пока не будут изменены несовершенные законы. После крупной аварии в стране, не принадлежащей ЕС, большинству мелких компаний угрожает банкротство, несмотря на то, что они долгие годы платят большие деньги страховщикам в независимости от того, куда ездят – на Запад или на Восток. Страховщики злостно избегают урегулирования закона, чтобы применялась утверждённая в Литве сумма 500 000 евро для возмещения всех убытков, вне зависимости от того, где они были нанесены», — возмущается С. Чяснавичюс.
 
Собеседник утверждает, что даже работники страховых компаний не скрывают, что страховщики, выплатившие немалые суммы для компенсации страховых происшествий в странах ЕС, возмещают их деньгами, не выплаченными за ущерб, нанесённый не в странах ЕС. «Кто может опровергнуть, что такие законы на руку страховым компаниям, которые, вероятно, связаны коррупционными узами с Бюро страховщиков транспортных средств», — открыто заявляет С. Чяснавичюс.
 
Ассоциация мелких и средних перевозчиков Литвы обратилась к адвокатам с просьбой выяснить, не мешает ли предпринимателям установившийся порядок компенсации вреда не в странах ЕС. «Нам было сказано, что мы сами виноваты в том, что не приняли смелых решений. Ведь сообщество ЕС законами честно урегулировала порядок возмещения убытков, поэтому, руководствуясь подготовленными директивами, каждое юридическое или физическое лицо имеет право выбрать либо порядок своей страны, либо порядок той страны, в которой произошла авария (зам. авт. – если законы той страны предусматривают выплату более крупной суммы для компенсации)», — рассказывает С. Чяснавичюс.
 
Страховщики критикуют
 
Директор Бюро страховщиков транспортных средств Альгимантас Крижинаускас такие инициативы ассоциации “Linava” оценивает достаточно критично: «Это очевидное желание заставить страховщиков применять условия страховых случаев, произошедших в ЕС, во всех странах, и таким образом решать финансовые проблемы своих членов за счёт страхователей Литвы. Вместо того чтобы посоветовать перевозчикам договориться со страховщиком о дополнительном добровольном страховании, которое предоставит большую защиту не в странах ЕС, предлагается законно возложить эту финансовую ношу на плечи всех страхователей. При всём желании мы не можем своим национальным законом заставить субъекты иностранных государств вести себя по-другому, нежели они обязаны в соответствии со своими законами и определёнными международными соглашениями», — объясняет А. Крижинаускас.
 
Собеседник напоминает, что если зарегистрированное в Литве транспортное средство сделает аварию в России, претензию будет администрировать не литовское, а российское национальное бюро страховщиков или корреспондент страховщика, который работает по утверждению того же бюро и исключительно по российским правовым актам, включая действующие в той стране страховые суммы.
 
«Такой принцип утверждён в международных соглашениях, подписанных национальными страховыми бюро всех государств, и распространяется на все без исключения 45 стран, принадлежащих системе международного страхования. Страны ЕС, помимо этого, приняли на себя и другие, дополнительные обязательства, которые применяются только между собой. В отличие от иностранных государств –  членов международной страховой системы, территория стран ЕС в страховом смысле рассматривается как единая: отменён страховой контроль при пересечении внутренних границ ЕС, национальные бюро страховщиков стран ЕС полностью отвечают за вред, нанесённый на не застрахованные транспортные средства, европейцы могут привести в порядок свои претензии после возвращения в свои страны,  так же ни одна страна ЕС не может в своих законах установить меньшие страховые суммы, чем те, что установлены в директивах ЕС. На сегодняшний день в странах ЕС граница ответственности страховщика (зам. авт. – страховой суммы) за нанесённый транспортным средством вред не может быть менее 2,5 млн. за ущерб лицу и 0,5 млн. евро за ущерб имуществу», — говорит руководитель бюро страховщиков.
 
С середины 2012 г. эти минимальные лимиты увеличатся в два раза. «За границей лимиты страховых сумм являются исключительно делом тех стран, и никакое другое государство не может влиять на их размер. Договор между страховщиком и страхователем о дополнительном добровольном страховании остаётся за рамками обязательного страхования и совершенно не меняет международных требований при администрировании претензий по единым стандартам. Мы считаем, что решая возникшую у перевозчиков проблему, нужно не закон менять, а, при необходимости, дополнительно застраховать свою автогражданскую ответственность добровольным страхованием», — уверено констатирует А. Крижинаускас.
 
Председатель Комиссии по страховому надзору Миндаугас Шалчюс на пожелания “Linava” по поводу ОСАГО смотрит более гибко: «Предложение оцениваю положительно, однако для меня является новостью то, что это считается проблемой – ведь мы не раз встречались с представителями “Linava”, обсуждали различные проблемы, но об этой они не упоминали. Изменить желаемые пункты закона возможно, однако надо не забывать о том, что в результате будут увеличены страховые взносы», — говорит М. Шалчюс.
 
Перевозчики уже сейчас интенсивно стучат в двери влиятельных организаций и, похоже, не намерены останавливаться. Они будут защищать свой бизнес, несмотря на то, что за обязательное страхование придётся платить больше.    
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0