Перевозчики пока что не требуют от водителей повышения квалификации

12279
Перевозчики заняты делами оживающего бизнеса и, кажется, забыли, что с 10 сентября 2014 г. в водительских удостоверениях их работников должен будет появиться код EU 95. Это предусматривает Директива Европейского Парламента и Европейского Совета ЕВ 59. Несмотря на то, что обладающие правом организовывать курсы центры обучения утверждают, что желающих учиться стало больше, складывается впечатление, что специалистов транспортной сферы не пугают впечатляющие цифры – для подготовки не менее 60 тыс. водителей понадобиться более 2 млн. часов обучения.
 
В 2003 г. в ЕС было принято решение требовать от водителей периодического повышения квалификации. Хотя прошло уже 8 лет, в Литве всё еще находятся люди, которые считают, что обязательное повышение квалификации водителей – вымысел литовских чиновников.
 
Ругающих принятое Литвой обязательство до 10 сентября 2014 г. организовать 35-часовые курсы по повышению квалификации водителей становится всё меньше, так как одни уже окончили курсы, другие – активно учатся, а третьи планируют это сделать. На всех распространяется общее правило: если они не сделают этого до указанной даты, позже не смогут перевозить грузы и пассажиров по территории ЕС.
 
Похоже, что водители в этом процессе участвуют гораздо активнее, чем работодатели. Работодатель не может быть уверен в том, что заплатив несколько сотен литов за курсы водителя, его не потеряет, т.е. он не уйдёт в другую фирму. Кроме того, такие курсы нужно будет посещать каждые 5 лет, и если водитель окончит их в 2011 г., то после вступления в силу директивы, EU 95 будет действовать всего 1 год.
 
У водителей тоже своя логика: если работодатель не настаивает на курсах, большинство считает, что собственник компании надеется, что водитель за курсы заплатит сам. В любом случае существует всего две альтернативы – ждать или действовать.
 
Если выбираем первый вариант, не исключено, что часть перевозчиков в 2014 г. окажется вне международного рынка грузоперевозок, так как школы вождения не смогут справиться с потоками водителей – подсчитано, что каждый центр обучения должен будет подготовить более 60 водителей в день. Если же будет выбран второй вариант и обучение начато, по крайней мере, в начале следующего года, это поможет уберечь автошколы от наплыва водителей в 2013 г.
 
Проанализируем, какие настроения царят в поднебесной автошкол и работодателей.
 
Сколько стоит?
 
В сентябре прошлого года в большинстве автошкол водители могли повысить свою квалификацию за несколько сотен литов – цены колебались от 250 до 700 лт. Спустя полгода, стоимость курсов на рынке сильно не изменилась, изменились только потоки водителей: ранее автошколы подготавливали до 10 человек в месяц, сейчас – 20-30 водителей. И всё-таки потоки пока слишком маленькие, чтобы в будущем не создалась неконтролируемая ситуация.
 
Руководитель Паневежского центра обучения рынка труда Валентинас Масилионис подтверждает, что водители стали более активные: «Люди интересуются более активно, однако, пока что в месяц не собирается больше одной группы. Мы подготавливаем примерно 10-20 водителей».
 
Специалист говорит, что 35-часовые курсы не стоят больше 500 лт: «Наши услуги утверждены приказом компании, поэтому сильно их менять мы не можем. Если бы стоимость курсов стала ниже, пришлось бы экономить на других вещах, возможно, меньше платить преподавателю. Очевидно, что с уменьшением цены уменьшается и качество услуги, поэтому мы не рассматриваем такой вариант. У нас нормальные цены. Можете сравнить их со стоимостью семинаров по публичным  закупкам или безопасности труда и увидите, что они очень хорошие».
 
То, что водителей становится больше, отмечает и коммерческий директор Шяуляйского центра обучения рынка труда Йолита Паулаускене: «В месяц мы подготавливаем 30-40 водителей. Среди них и те, которые повышают квалификацию, и те, которые получают её в первый раз». Водители, которые впервые получают квалификацию водителя тягача, сразу получают и код EU 95.
 
«Сложно сказать, измениться ли стоимость курсов, это будет зависеть от ситуации на рынке. Пока что конкретных решений мы не приняли», — говорит Й. Паулаускене.
 
Руководительница отдела обучения автошколы “Draiveris” Аушра Брукнене уверена, что работодатели стали серьёзнее относится к повышению квалификации водителей: «Серьёзные работодатели стали требовать кода EU 95 в водительском удостоверении. В месяц мы подготавливаем около 15 человек. Если группы будут расти, цена уменьшиться».
 
Несмотря на то, что многие центры обучения не спешат уменьшать цены, всё-таки есть такие, которые предоставляют водителям возможность повысить квалификацию дешевле, чем в прошлом году. «Людей становится больше, поэтому цены меньше, чем в прошлом году. Если создаётся большая группа, курсы одному водителю обходятся в 400 лт», — говорит представитель Каунасского центра обучения рынка труда Йозас Лапинскас.
 
Лучше, чтобы имели
 
Несколько лет назад представители Ассоциации перевозчиков Литвы “Linava” стали активно говорить о том, что водители должны поспешить начать обучение, иначе не удастся избежать печальных последствий. «Пока что ни руководители транспортных компаний, ни водители не спешат. На это у них есть свои причины. Если их водители начнут учиться сейчас, то в 2015 г. снова придётся инвестировать деньги в повышение квалификации, так как курсы необходимо посещать раз в 5 лет. Мы считаем, что и водители, и собственники компаний будут тянуть время, и курсы по повышению квалификации отложат на конец 2013 г., а может даже на начало 2014 г. Тогда у центров обучения не будет возможности принять столько водителей. Мы опасаемся, что возникнут серьёзные проблемы», — прогнозирует генеральный секретарь “Linava” Альгирас Баранаускас.
 
Директор UAB “Tranita” Алексей Устинович говорит, что было бы гораздо лучше, если бы водители уже сейчас получили код EU 95. „Безусловно, некоторым водителям мы оплатили бы курсы. Некоторым, возможно, частично. Это будет зависеть от стажа работы в компании и результатов труда», — рассказывает А. Устинович.
 
Такого же мнения придерживается и руководитель UAB “Polita” Ренатас Вайнюс: «Мы оплатим курсы тем, кто работает у нас более двух лет. Это будет средством повышения лояльности к фирме».
 
Собственники некоторых транспортных компаний уверены, что получать код EU 95 еще слишком рано: «Пока что мы точно не планируем отправлять водителей на эти курсы. Я не интересовался, сколько это стоит. Думаю, что мы сможем оплатить курсы, учитывая некоторые важные для работы аспекты. Нужно будет подумать», — говорит собственник индивидуального предприятия Артурас Телментас.
 
Руководитель коммерческой компании “Ekosig” Сигитас Чяснавичюс так же не склонен спешить: «Подождём. Еще слишком рано. Обычно мы оплачиваем водителям курсы, им ведь и так нелегко».
 
Облако неизвестности
 
Обучение водителей всё еще стоит на перекрёстке интересов. Пока неизвестно, что будет дальше: будут в Литве создаваться центры практического обучения вождению (ЦПОВ) или нет. Директивы ЕС предусматривают, что квалификация водителей должна повышаться в ЦПОВ. Такие центры действуют во всех странах-старожилах ЕС. Такой центр есть и у соседки Литвы Латвии.
 
В Литве планировалось создать 4 центра практического обучения вождению. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие двое участников, однако ни один из них не был признан победителем, так как ни одна из компаний не обладала достаточным опытом для обучения водителей. Один из участников – Центр обучения безопасного движения – такое решение комиссии обжаловал суду. Пока что решения суда нет.
 
Заместитель директора Департамента безопасного движения Министерства транспорта Видмантас Пумпутис напоминает, что ЦПОВ – юридическое лицо, которому в правительством или уполномоченной организацией установленном порядке предоставлено право организовать дополнительное обучение водителей моторных транспортных средств.
 
Пока что до конца не ясно, что собой будет представлять ЦПОВ – будет ли он предоставлять и начальное и дополнительное обучение», — резюмирует А. Баранаускас.
 
Пока есть вопросы без ответов, решение водителей и собственников компаний отложить курсы кажется вполне логичным. Когда решится судьба ЦПОВ – пока неизвестно.  
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0