Почему грузовые автомобили попадают в аварии?

truck-accident-overturned

Каждый год на дорогах Европы происходят сотни аварий, в которые попадают в том числе и грузовые автомобили. Благодаря анализу дорожно-транспортных происшествий, проведенному «Volvo Trucks», можем рассмотреть, по каким причинам грузовые автомобили попадают в автопроисшествия, кто в них становится наиболее серьезными пострадавшими, какие бывают последствия, и как можно было бы избежать тяжелых автопроисшествий. В исследовании рассматриваются только те происшествия, в которых были погибшие или пострадавшие люди, и в которых в качестве участника был хоть один грузовой автомобиль.

Тенденции аварий грузовых автомобилей

В 17-ати проц. дорожных происшествий, в которых погибают люди, участвуют и грузовые автомобили, а 90 проц. аварий обусловлено человеческими ошибками, правда, чаще всего в этом виноваты не водители грузовых автомобилей. Наиболее частые ошибки водителей, из-за которых в аварии попадают грузовые автомобили, — плохая видимость и неспособность водителей оценить скорость и траекторию движения других участников дорожного движения. Около 20 проц. аварий, в которые попадают грузовые автомобили, происходят в ночное время.

Характеристики аварий грузовых автомобилей дальних и региональных рейсов довольно похожи. В сущности, отличаются только два аспекта. Региональные грузовые автомобили чаще попадают в аварии, в которых также участвуют незащищенные участники дорожного движения (пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты), но намного реже попадают в те аварии, в которых не бывает других транспортных средств.

Если говорить о всех происходящих в Европе авариях, которые закончились смертью или тяжелыми повреждениями, то в зависимости от страны, в 15-20 проц. случаев их причиной являются водители, превысившие допустимую норму алкоголя. Среди водителей грузовых автомобилей этот показатель достигает лишь 0,5 %.

Причины аварий

Можно выделить три основные причины аварий грузовых автомобилей: водитель, транспортное средство, окружающая среда.

На 30% аварий влияет окружающая среда. Это скользкая дорога, плохая видимость и т.д. Около 10% аварий обусловлено техническими аспектами или проблемами транспортного средства. Чаще всего это бывают некачественные шины, плохо работающие тормоза или «слепая зона». «Водительский фактор» является причиной около 90% аварий — это недостаток внимания и неверная оценка создавшейся ситуации. Происходит немало аварий, когда все эти факторы становятся важными, например: слишком большая скорость технически неисправного грузового автомобиля в условиях плохой видимости.

Ежегодно на дорогах Европы в авариях, в которых участвуют грузовые автомобили, погибает более 7 тыс. человек, а около 100 тыс. получают повреждения. После расследования большинства этих аварий, установлены их основные типы, на которые обращается особое внимание, когда речь идет об улучшении условий безопасности движения и создании безопасных грузовых автомобилей.

Аварии, в которых пострадавшими становятся водители и/или пассажиры грузовых автомобилей

Различные источники утверждают, что в авариях, в которых участвуют грузовые автомобили, 15-20 проц. тяжелораненых составляют находившиеся в них люди. Половина из них попадает в аварии, в которых кроме грузового автомобиля, других участников нет, в 30 проц. случаев это бывает столкновение двух грузовых автомобилей, 5 проц. аварий происходит при столкновении с легковыми автомобилями. Опасность для водителей грузовых автомобилей в таких случаях возникает тогда, если после столкновения их транспортное средство падает или скатывается с дороги. 45 проц. столкновений с легковыми автомобилями заканчивается опрокидываем грузовых автомобилей или их падением на бок. Почти все эти инциденты происходят за городом, когда скорость движения не меньше чем 70 км/ч.

Рано утром вероятность сойти с дороги в 13 раз больше, чем в другое время суток.

В таблице приводится информация о наиболее частых авариях, в которых пострадавшими становятся находящиеся в грузовых автомобилях люди, и их причинах.

Тип аварииЧастотаНаиболее частые места происшествийВремя происшествияСкорость во время аварииПричины аварии Факторы, вызывающие смерть или тяжелые повреждения
Сход с дороги35 проц.Магистрали, загородные дороги60-70 проц. в дневное время, 5-10 проц.. на рассвете или в сумерках, 25-35 проц. в темное время суток.Средняя, высокаяУсталость водителя и недостаток внимания. Выброс из кабины не использующих ремни безопасности водителей, контакт с конструкцией кабины.
Сход и падение с дороги15 проц.Въезд и выезд с магистралей, загородные и городские территории65-80 проц. в дневное время, 5 проц. на рассвете или в сумерках, 20-25 проц. в темное время суток.Средняя, высокая Слишком высокая скорость, недостаток внимания водителя, нестабильность транспортного состава, неправильное крепление груза, мокрая дорога.Выброс из кабины не использующих ремни безопасности водителей, контакт с конструкцией кабины.
Лобовое столкновение грузовых автомобилей10 проц.Загородные дороги65-75 проц. в дневное время, 5-10 проц. на рассвете или в сумерках, 20-25 проц. в темное время суток.Высокая Недостаток внимания водителя, плохая видимость, мокрая дорога.Контакт с кабиной, выброс из кабины не использующих ремни безопасности водителей.
Столкновение двух грузовых автомобилей, движущихся в одном направлении20 проц.Загородные дороги, один из грузовых автомобилей движется медленнее или стоит на месте65-75 проц. в дневное время, 5-10 проц. на рассвете или в сумерках, 20-25 проц. в темное время суток.Средняя, высокаяНедостаток внимания водителя, плохая видимость.Контакт с кабиной, выброс из кабины не использующих ремни безопасности водителей.
Лобовое столкновение с легковым автомобилем5 проц. Загородные дороги без разделительной полосы40-50 проц. в дневное время, 30-40 проц. на рассвете или в сумерках, 15-20 проц. в темное время суток.ВысокаяЛегковой автомобиль на противоположной полосе движения.Водители получают ранения в результате следующих последствий: сход с дороги, падение.

Почему же так много водителей грузовых автомобилей погибает (или им наносятся телесные повреждения), когда автомобили не сталкиваются с другими транспортными средствами? До сих пор большой проблемой остается использование ремней безопасности. Если бы ими пользовались все водители грузовых автомобилей, то серьезных повреждений и смертей в таких авариях было бы почти на 50 проц.меньше.

Аварии, в которых пострадавшими становятся водители и пассажиры легковых автомобилей

В авариях, в которых участвуют грузовые автомобили, от 55 до 65 проц. всех погибших или тяжелораненых составляют водители легковых автомобилей.

В таблице приводится основная информация о таких авариях.

Тип аварииЧастотаНаиболее частые места происшествийСкорость во время аварииПричины аварии
Лобовое столкновение35 проц.Загородные дороги, магистралиВысокаяЧаще всего становятся легковые автомобили, выполняющие обгон
Боковое столкновение со встречным автомобилем10 проц.Загородные дороги, магистралиВысокаяЧаще всего становятся легковые автомобили, выполняющие обгон
Столкновение о бок движущегося навстречу автомобиля5 проц.Загородные дороги со скользким покрытиемВысокаяСкользящие на дороге легковые автомобили
Столкновение грузового автомобиля, движущегося в одном и том же направлении, со встречным легковым автомобилем10 проц.Загородные дороги, магистралиСредняяНедостаток внимания водителей грузовых автомобилей, плохая видимость
Удар грузового автомобиля в легковой на перекрестке15 проц. Перекрестки загородных и городских дорогМаленькаяНесоблюдение правил проезда по перекрестку, плохая видимость
Столкновение легкового автомобиля, движущегося в одном и том же направлении, со встречным грузовым автомобилем10 проц.Медленно движущиеся или стоящие на дорогах грузовые автомобилиСредняяНедостаток внимания водителей легковых автомобилей, плохая видимость
Удар легкового автомобиля в грузовой на перекрестке10 проц. Перекрестки загородных и городских дорогМаленькаяНесоблюдение правил проезда по перекрестку, плохая видимость
Столкновение боками при перестроении5 проц.Магистрали, кольцевые перекресткиМаленькаяЧаще всего становятся водители грузовых автомобилей ( из-за " слепых зон")

Аварии, в которых пострадавшими становятся незащищенные участники дорожного движения

Около 15-25 проц. погибших или сильно пострадавших в авариях с участием грузовых автомобилей составляют незащищенные участники дорожного движения (пешеходы, велосипедисты или мотоциклисты). Почти во всех случаях таких аварий (75 проц.), когда люди гибнут или им наносятся тяжелые ранения, грузовые автомобили хотя бы одним колесом переезжают незащищенных участников дорожного движения.

При столкновении грузового автомобиля и незащищенного участника дорожного движения тяжелые повреждения встречаются чаще, чем легкие. Обычно в таких случаях водители грузовых автомобилей не становятся пострадавшими. Во время таких аварий грузовые автомобили почти всегда едут вперед (81 проц.). В 60 проц. случаев столкновения с пешеходами виновниками дорожного происшествия были сами пешеходы. Почти все такие аварии происходят в пределах городских территорий в дневное время при хорошей видимости и хороших условиях движения. Исключение касается только мотоциклистов. Две трети столкновений грузовых автомобилей и мотоциклистов происходит за городом.

Тип аварииЧастотаНаиболее частые места происшествийСкорость во время аварииПричины аварии
Незащищенных участников дорожного движения сбивает передняя часть грузового автомобиля5 проц.В городах, в дневное времяНебольшаяПлохая видимость вокруг кабины, недостаточнные знания водителя о "слепых зонах", рассеяность, недостаток внимания
Незащищенных участников дорожного движения сбивает задняя часть грузового автомобиля5 проц.В городах, в дневное время, чаще всего - сеньоры или детиНебольшаяОграниченная видимость задней части грузового автомобиля, недостаточная сила сигнала предупреждения о заднем ходе, рассеянность, недостаток внимания
Столкновения на перекрестках25 проц.В городахНебольшая, средняя, высокаяНезащищенные участники дорожного движения плохо оценивают скорость движения грузового автомобиля, условия движения. Рассеянность и недостаток внимания водителей грузовых автомобилей
Столкновения на перекрестках, когда незащишенных участников дорожного движения задевает бок грузового автомобиля20 проц.Узкие городские улицы, параллельно дороге идущие полосы движения велосипедистовНебольшаяОграниченная видимость бока грузового автомобиля, недостаточные знания водителя о "слепых зонах", рассеянность, недостаток внимания
Боковые столкновения прие езде в одном и том же направлении10 проц.В городахСредняяОграниченная видимость бока грузового автомобиля, недостаточные знания водителя о "слепых зонах", рассеянность, недостаток внимания
Лобовые столкновения5 проц.За городомНебольшая, средняя, высокаяПоявление грузового автомобиля или другого участника дорожного движения на встречной полосе
Удар в заднюю часть грузового автомобиля10 проц.На городских и загородных дорогахНебольшаяНедостаток внимания незащищенного участника дорожного движения, плохая видимость

В тех авариях, где грузовые автомобили сталкивались с пешеходами, почти половина пешеходов (48 проц.) отбрасывалась не более чем на 5 м. Это доказывает, что во время таких аварий скорости бывают небольшими.

Аварии, в которых грузовые автомобили сходят с полосы движения

В 88 проц. случаев со своей полосы движения сходят грузовые автомобили, общая масса которых превышает 18 тонн. В авариях такого типа скорость грузовых автомобилей (83 проц.) превышает 70 км/ч.

73 проц. попавших в такие аварии грузовых автомобилей, общая масса которых превышает 12 тонн, имели 3 оси, 21 проц. – 2 оси, 6 проц. имели 4 и более осей.

Столкновение с транспортом, движущимся по противоположной полосе, при ограничениях скорости

В 91 проц. случаев общая масса грузовых автомобилей превышает 12 тонн. Из них 27 проц. имеют 2 оси, 68 проц.— 3 оси, остальные 5 проц. — 4 и более осей. Чаще всего такие аварии происходят при хороших дорожных условиях на дорожных участках, где скорость ограничена до 50 км/ч или до 70 км/ч.

Аварии, связанные с невнимательностью

Сложно оценить точно, сколько аварий происходит из-за невнимательности водителей, но исследователи считают, что их действительно много. Эти аварии можно разделить на две категории: первая — это когда водитель бывает усталый и не может достаточно сконцентрироваться, вторая — это когда уровень внимания водителя достаточный, но ему мешают посторонние помехи.

Эти аварии, как правило, можно отличить по таким признакам, как: нет следа торможения (или он появился слишком поздно), место инцидента обычно бывает после продолжительной прямой участка дороги, часы управления автомобилем подходят к концу.

Большим числом аварий, происходящих по вине водителей, определяется то, что производители грузовых автомобилей уделяют очень много внимания созданию вспомогательных активных систем безопасности: системам наблюдения за полосой движения и усталостью водителя, системам по улучшению стабильности и видимости грузового автомобиля, системам предупреждения о находящихся рядом других участниках дорожного движения.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 57
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0