Так ли страшен чёрт, как его малюют, или еще раз про обучение водителей (часть 1)

14012
В последнее время активно ведутся дискуссии о том, насколько Литва готова выполнить директиву  Европейского парламента и Совета 2003/59EB «О начальной квалификации и периодического обучения водителей». Утверждается, что пока что в этой сфере сделано непростительно мало.
Требования
Согласно  директиве, обучение водителей согласно требованиям Евросоюза уже должно быть начато. Впрочем, предусмотренную в директивах профессиональную квалификацию обязаны получить только заново подготовленные водители – т.е. те, которые получили водительские удостоверения для перевозки грузов после 10 сентября 2009 г. (для водителей автобусов директива вступила в силу раньше – в 2008 г.). Те, кто водительские права на управление транспортными средствами соответствующих категорий приобрели до указанных дат, обязаны не позже чем до 10 сентября 2014 г. (водители автобусов – до 10 сентября 2013г.) выслушать курс повышения квалификации и получить удостоверения, подтверждающие периодическое поднятие квалификации.
В директиве установлено, что восемнадцатилетнему водителю, получившему категории С и СЕ, дополнительно нужно выслушать 280 часов теоретического курса обучения и 20 часов уделить практическому вождению на специальных площадках и дорогах.  Водителю такого возраста, желающему приобрести категории С1 и СЕ1, нужно выслушать 140 часов теории и выполнить 10 часов практики. Аналогичные требования действительны и для 21-летнего водителя, желающего получить категории С и СЕ. «Для этих обучений (согласно требованиям Министерства социальной защиты и труда) нужны площадки, но в 140-часовой программе не предусмотрена необходимость выполнения упражнений на площадках с разными дорожными покрытиями», — говорит руководитель Отдела безопасного движения Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) Литвы Викторас Лапинас.
Следовательно, согласно подтверждённым учебным программам, специальные площадки с разным дорожным покрытием обязательны только для обучения самых молодых – восемнадцатилетних водителей. Остальные могут выполнять задания по вождению на обычных площадках обучения вождению, улицах или дорогах.
Специальных площадок с разными дорожными покрытиями в Литве пока немного. Одну из них (кстати, предназначенную только для своих нужд) оборудовали UAB “Vilniaus autobusai“. «Оборудовали площадку, получили лицензию на обучение водителей согласно действующим директивам Евросоюза, чтобы не платить больших денег за подготовку своих водителей и поднятие их квалификации. С давних времён у нас работают опытные инструкторы по вождению, новых водителей обучаем в школе, учреждённой при UAB “Vilniaus autobusai“. Хотя, в последнее время этого делать не приходилось – водителей пока что хватает, поэтому подготовка новых временно остановлена», — говорит директор по эксплуатации UAB “Vilniaus autobusai“ Римантас Маркаускас.
Во время кризиса не чувствуется большой нехватки водителей, это спасает и руководителей грузовых транспортных фирм. «Грузовые транспортные фирмы не испытывают такой большой нехватки водителей, как раньше. Однако в скором времени эта проблема может стать очень актуальной: с катастрофической нехваткой водителей, как все мы помним, транспортные компании сталкивались совсем недавно, мы были вынуждены искать водителей за границей. Увы, молодые люди не стремятся на такую сложную работу – средняя граница возраста водителей уже приближается к пятидесяти. Когда экономика начнёт оживать, водителей, скорее всего, снова будет не хватать», — прогнозирует В. Гилис.
В школах вождения будущих водителей обучают только основным предметам, которые необходимы для получения права управления транспортным средством. Предметам, связанным с профессиональной деятельностью водителя, должны обучать в учебных учреждениях, организующих курсы начальной квалификации и поднятия квалификации. Предметы, содержание, цели и компетенции этого обучения устанавливает Министерство образования Литвы. «Основные темы предназначены для обучения рациональному, экономичному и безопасному вождению, рассмотрению правовых актов, связанных с режимом работы и отдыха водителя. Так же преподаются темы о креплении грузов, риске и превентивных мер для того, чтобы избежать несчастных случаев», — особенности этого обучения комментирует В. Лапинас.
Учебные заведения
Пока в Литве лицензии для организации курсов начальной квалификации и повышения квалификации приобрели десять учреждений и центров обучения. «Нужны будут дополнительные или хватит существующих центров, покажет время. Если возникнет необходимость, думаю, центров станет больше. Однако в стране немного школ, которые подготавливают водителей  категории С, так же не хватает квалифицированных преподавателей и подходящего для обучения оборудования», — говорит В. Гилис.
В большинстве центров обучения нет специальных площадок с разными покрытиями, автодромов, на которых водители могли бы обучиться вождению в сложных условиях. По словам директора Центра обучения “Linava” Освальдаса Маникаса, основная причина их отсутствия в том, что для этих автодромов нужны большие территории, а земля вокруг больших городов Литвы очень дорогая. Дорого стоит оборудование и подготовка нужных специалистов. В этой сфере есть надежда на иностранных инвесторов – по словам В. Гилиса, специальную площадку, на которой водители могли бы обучаться экстремальному вождению, собираются оборудовать австрийцы.
Кстати, В. Лапинас утверждает, что утверждение о том, что у наших ближайших соседей латышей уже есть специальная площадка для обучения водителей коммерческого транспорта, не совсем верное. «В Латвии оборудован автодром с разными дорожными покрытиями, однако он предназначен только для легковых автомобилей. Напоминаю, что Латвия вообще выбрала другой путь получения удостоверения, подтверждающего начальную или повышенную квалификацию водителей – не теоретические и практические занятия, а экзамен для водителей», — ситуацию комментирует представитель ГДТИ Литвы.

На данный момент водители, получившие права после 10 сентября 2008 г., обязаны иметь удостоверения, подтверждающие начальную профессиональную квалификацию, если перевозят пассажиров на транспортных средствах категорий  D1, D1E, D, DE. Удостоверения  начальной профессиональной квалификации так же обязаны иметь все водители, получившие права после 10 сентября 2009 г., если они перевозят груз на транспортных средствах категорий C1, C1E, C, CE. В их водительских удостоверениях уже должен быть вписан код 95 , означающий, что водитель обладает соответствующей компетенцией. По словам В. Лапинаса, работники ГДТИ Литвы уже информировали сотрудников Дорожной полиции Литвы, чтобы они обратили внимание на новые требования, выдвигаемые для водителей грузового и пассажирского транспорта, и по возможностям приняли необходимые меры.

Напоминаем, что установки директивы применяются ко всем водителям, перевозящим грузы или пассажиров на транспортных средствах категорий C1, C1E, C, CE, D1, D1E, D, DE и их соединениях с прицепами. Водителям, не являющимся гражданами Евросоюза, так же будет необходимо иметь удостоверения, подтверждающие начальную профессиональную квалификацию или повышение квалификации. Квалификацию этих водителей подтвердят выданные ГДТИ Литвы водительские удостоверения. Каждое учебное заведение оценит, сколько иностранных водителей собирается посещать курсы, и примет решение, на каком языке их подготавливать.
Эти удостоверения не нужны только в том случае, если пассажиры или грузы перевозятся не в некоммерческих целях, транспортные средства управляются в личных целях или используются для обучения будущих водителей практическому вождению, а так же для выполнения спасательных и других специальных работ. Удостоверения не требуются и для водителей, управляющих транспортными средствами, максимально допустимая скорость которых не превышает 45 км/ч.
 
 ***Продолжение следует…***
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0