Тенденции цен на топливо. Сколько теряют перевозчики?

fuel-199x209

В последнее время в связи с ростом цен на топливо послышалось немало упрёков в адрес производителей, продавцов нефтепродуктов, а также представителей власти, которые отвечают за регулирование налогов. Успокаивает лишь то, что стоимость топлива растёт во всём Европейском Союзе, правда, кое-где на пру евроцентов, а кое-где и на несколько десятков.

В этот раз попробуем сравнить стоимость дизеля с ценами мая минувшего года, т. е. 15-месячной давности. Представим вам цены на топливо, которые могут различаться на разных заправочных станциях, кроме того на конечную стоимость 1 литра влияют и договора между перевозчиками и продавцами.

Во всех без исключения странах Евросоюза топливо дорожало. За последние 15 месяцев в Литве дизель подорожал на 15 евроцентов. Подобное изменение зафиксировано в Бельгии, Голландии, Словении, Великобритании и на Кипре. Остаётся завидовать Мальте и Чехии, где топливо подорожало минимально – до 2 евроцентов. Самый большой рост цен наблюдался в Швеции, Испании, Италии и Дании. По сравнению с маем минувшего года цены здесь поднялись на более чем 20 евроцентов.

В Латвии дизель подорожал на 10, а в Эстонии – на 9 евроцентов.

В этом году самое дорогое топливо продаётся в Швеции и Великобритании. В этих государствах стоимость дизеля составляет почти 1,8 евро за 1 литр. В Италии – 1,73 евро. Самый дешёвый дизель можно найти на заправках Люксембурга – 1,32 евро. Более дешёвый, чем в Литве, дизель продаётся в Мальте и Эстонии. Средняя стоимость дизельного топлива по Европе составляет 1,496 евро.

Почему цены бьют рекорды?

Президент Литовской ассоциации торговцев нефтепродуктами Лукас Восилюс в разговоре об основной причине, обусловившей столь высокие цены на топливо, акцентирует внимание на влияние со стороны валютных курсов: «Сегодня цены растут, однако это происходит не из-за военных беспокойств, а укрепления доллара как валюты, за которую ведётся торговля нефтью». С ним согласен и Артурас Михеенко, директор ЗАО «DKV Euro Service Baltikum»: «Укрепление доллара – важный фактор. Цены на топливо сегодня – самые высокие в нашей истории, но если смотреть на стоимость нефти с точки зрения доллара, то она достигает 112 долларов за баррель. Когда-то этот показатель был 145 долларов, и топливо не стоило столько, сколько сейчас. Укрепление доллара сделало своё дело. Поэтому перевозчики получают именно такую цену».

Что будет завтра?

Говоря о прогнозах на будущее, оба собеседника уверены, что прогнозировать цены на рынке нефтепродуктов очень трудно, однако можно заметить определённые тенденции.

Л. Восилюс: «Как правило, за ростом цен следует стабилизация или даже падение. Банковские аналитики утверждали в начале лета, что цены не бензин не поднимутся более 5 литов, но на самом деле всё вышло иначе. Цены на нефть трудно прогнозировать, они меняются волнообразным циклом. Сегодня цены растут, завтра падают. Ранее существовала психологическая граница: 1 евро за 1 литр, потом 4,5 лита за литр и, наконец-то, 5 литов за литр. Теперь вроде бы психологических границ не осталось, потому что водители смирились с существующим положением. На заправках сегодня остались небольшие маржи и если бы марж не было вовсе, стоимость топлива всё равно бы была высокой. Акцизы Европейского Союза делают эти цены «европейскими», жаль, что зарплаты в Литве не европейские».

По мнению А. Михеенко, теперешние цены на дизельное топливо не выгодны водителям, но не исключено, что цены продолжат расти, хоть и не намного. «Я считаю, топливо ещё может немного подорожать, но есть определённая границы, за которой продавцам невыгодно продавать нефтепродукты, так как спрос начнёт значительно падать. Рецессия, которую прогнозировали, не наблюдается, поэтому нет причин думать, что в ближайшем будущем цены на топливо упадут. Расти они также не должны, однако это более реальная перспектива. В мире увеличилась добыча нефти, её стоимость не падает, что значит наличие спроса, поэтому цены не должны падать. Спрос на дизель не имеет особого влияния на цены на нефть, так как нефть продаётся не только для получения дизеля или бензина».

Говоря о наступающей холодной поре года, Л. Восилюс также не видит серьёзных причин, почему цены должны расти: «Себестоимость арктического дизеля второго класса, продаваемого зимой, несколько больше, поэтому он и дороже, но в Литве цены непосредственно зависят от мировых тенденций и цен, диктуемых оптовиками. Заграницей случается так, цены на топливо растут из-за массовых отпусков и увеличившегося спроса, однако в Литве таких признаков сезонности нет».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 137
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0