Транспортные общества: где водители?

11765

Уже не первый месяц открыто говорится о недостатке рабочей силы в транспортном секторе. Больше всего предложений в этом месяце получили водители, перевозящие грузы по международным маршрутам. Несмотря на то, что тарифы на перевозки за последние 3 месяца упали до 30%, грузы всё-равно интенсивно движутся и многие работодатели высказывают желание расширить свой штат на несколько или даже несколько десятков новых рабочих.

 

В большинстве бизнес секторов редко встречается проблема недостатка рабочих. Однако транспортная сфера в этом случае – исключение. Даже приглашая на работу граждан третьих стран, работодатели не могут восполнить недостаток рабочей силы на своих предприятиях. Водителей как не хватало, так и не хватает.

 

В последнее время Биржа труда Литвы регистрирует огромное количество свободных рабочих мест для водителей международных рейсов – как для литовцев, так и для граждан третьих стран.

 

Трудоустроено более 1000 водителей

 

За январь – май 2011 года было зарегистрировано на треть больше рабочих предложений для перевозчиков, чем в прошлом году. Это один из основных индикаторов, указывающих на оживление транспортного бизнеса после кризиса.

 

В этом году большинство водителей, принятых на зарегистрированные вакансии, были гражданами Литвы. Всего за эти месяцы было трудоустроено 1,2 тыс. водителей.

 

За первых 5 месяцев этого года было зарегистрировано 1,3 тыс. водителей грузовых транспортных средств, перевозящих международные грузы. Надо отметить, что до этого насчитывалось 2,7 тыс. вакансий для водителей-дальнобойщиков.

 

Ситуацию немного корректировало то обстоятельство, что при наблюдаемом недостатке национальной рабочей силы за январь – май 2011 г. было выдано 737 разрешений на работу для иностранцев. Эта цифра увеличилась вдвое по сравнению с этим же периодом в прошлом году.

 

Руководствуясь принятой Европарламентом и Советом в 2003 г. директивой, водители, перевозящие грузы на транспортных средствах C, C1E, C, CE категорий и приобретшие водительские удостоверения после 10 сентября 2009 г., должны получить код EU95. Принимая это во внимание, Трудовая биржа оправляет водителей этих категорий на курсы для получения удостоверения с кодом EU95 о соответствующей профессиональной квалификации. При отсутствии данного кода молодые водители не могут быть приняты на работу.

 

Рабочим, предупреждённым об увольнении, также предоставляется возможность учиться и приобрести удостоверения ADR, дающие право перевозить опасные грузы. По желанию работодателей для водителей-дальнобойщиков организуются новые программы неформального обучения с целью приобретения специфических профессиональных навыков.

 

Реализация проекта „Содействие занятости и мобильности“, спонсируемого Европейским социальным фондом, предусматривает подготовку около 1 тыс. водителей транспортных средств категорий C, CE, D. С 1 июня 2010 г. по 1 июня 2011 г. 708 человек были отправлены на учёбу.

 

Водители из третьих стран

 

Каждые полгода Министр Труда и социальной защиты оглашает список профессий, испытывающих недостаток рабочей силы, согласно видам экономической деятельности. Это помогает обеспечить приток рабочей силы из третьих стран только в тех случаях, когда национальной рабочей силы недостаточно.

 

На данный момент действует приказ, подписанный 4 декабря 2006 г. Министром труда и социальной защиты и Министром внутренних дел о выдаче разрешений на работу сроком до 4 лет для водителей из третьих стран.

 

До 14 июня 2011 года Биржей труда Литвы было получено 1272 прошений о выдаче разрешений на трудоустройство иностранцев. До этого момента в установленном законом порядке Биржа труда выдала водителям 820 разрешений на работу в сфере международных перевозок.

 

До 14 июня этого года были не удовлетворены только 3 прошения трудоустроить водителей-дальнобойщиков, так как их работодатели имели финансовые обязательства перед государственными или местными бюджетами и фондами и более того, имели долги перед Государственным фондом социального страхования.

 

Огромный недостаток водителей констатируют и представители транспортных предприятий. „Похоже, что поиском водителей не занимаются только те предприятия, которые решили уменьшить автопарк“, — утверждает директор ЗАО „Saudingos autotransportas“ Гедиминас Луцкус. По словам руководителя, его предприятие не чувствует потребности в водителях только потому, что собирается уменьшить количество машин в своём транспортном парке. „Автомобили уже старые, поэтому мы их продадим, а позже приобретём новые. Хорошая новость та, что мы не собираемся увольнять водителей“, — уверяет Г. Луцкус.

 

На сегодняшний день больше всего водителей на Бирже труда ищет недавно появившееся ЗАО „Green Logistics“. Предприятие собирается приобрести 24 тягача. Их представитель Виктор Антонов согласился рассказать о политике фирмы в отношении трудоустройства водителей: „Пока что нам требуется 36 водителей. Мы будет принимать только литовцев, так как рынок наших перевозок располагается в пределах Евросоюза. Мы не будем трудоустраивать водителей из третьих стран из-за возникающих проблем: формальности официального оформления, особенностей менталитета и т.д. Водители из третьих стран лучше всего справляются со своими обязанностями в Беларуси и России“.

 

Представитель ЗАО „Hofa“ Сергей Манявичюс не так категоричен по поводу рабочих не из зоны ЕС: „Нам не хватает около 40 водителей. Мы активно занимаемся их поиском. Мы также готовы принять и водителей из третьих стран, так как самое главное, чтобы человек был специалистом в своей области. Что касается формальностей трудоустройства – тут нет особых сложностей, всё можно уладить“.

 

Другие угрозы

 

Однако столько хлопот испытывают не только работодатели. Водители также сталкиваются с рядом проблем: постоянно увеличиваются требования и, более того, средний возраст водителей стремительно приближается к 50 годам. В Европе всё громче начинают говорить о том, что у водителей-дальнобойщиков возникает много трудностей при сдаче экзаменов на повышение квалификации. Одна из них – дислексия, нарушение способности чтения и письма.

 

Требования к водителям хорошо читать и писать за последние годы значительно возросли. На этом акцентируется внимание и в Европейской конвенции о международных перевозках опасных грузов. И хоть в Литве эта тема не очень обсуждается, скандинавы не только вынесли эту проблему на публику, но они также ищут способы её решения – для этого организуются международные семинары.

 

Как было выяснено, в Скандинавии каждый четвёртый водитель имеет нарушения чтения и письма. Зарегистрированы случаи, когда водители грузовиков лишились водительского удостоверения, так как из-за дислексии не могли правильно зафиксировать данные тахографа. Им пришлось заново сдать экзамены по теории и вождению, чтобы получить коммерческую категорию.

 

В Литве пока что эта проблема не была детально изучена, так как упомянутые требования вступят в силу только в 2014 году. Тем не менее, в них подчёркнуто, что инструкции по безопасности, предупреждения, распорядок дня, рабочая практика – всё требует хороших навыков чтения.

 

Для облегчения процесса обучения водителей предлагается искать более простые способы. Швед Альф Алеборн ведёт курсы ADR для водителей. У него свой взгляд на то, как должны проходить такие лекции: „На протяжении многих лет я испробовал не один метод обучения водителей. Из своего опыта могу сказать, что лучший способ – это использовать интерактивные компьютерные программы, которые читают текст вслух. Я думаю, что это программы дают прекрасные результаты, даже лучшие, чем объяснения преподавателя“.

 

Его коллега, также преподаватель на курсах для водителей Бендт Шиммель, несколько иного мнения по этому поводу: „Я не совсем доволен используемыми интерактивными программами. Было бы хорошо именно для этой целевой группы создать анимационные программы, где были бы изображены все процедуры“.

 

Нельзя утверждать, что в транспортной сфере больше людей, страдающих дислексией, просто транспортники первыми заговорили об этом, чтобы в будущем это не стало ещё одной головной болью для перевозчиков.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 109
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 55
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 148
0