Транспортный бизнес на стыке годов

Iveco_Stralis-199x132

Считая последние недели 2012 года, постараемся расставить все точки над «i»: каким был уходящий год для представителей транспортного и логистического секторов, а также чего стоит ждать от приближающегося 2013 года.

Комплименты транспортному бизнесу

Заместитель директора компании по оценке рисков «Creditreform Lietuva» Ромуальдас Трумпа считает, что на сегодняшний день можно по праву выразить комплименты в адрес транспортного сектора. Большую часть данного сектора составляет грузовой дорожный транспорт, а согласно объёмам в этом году больше всех расширялась сфера экспедиторской деятельности. Транспортный бизнес в этом году заслужил похвал уже только потому, что:

— он был и до сих пор является той отраслью экономики, которая быстрее всех восстановилась после кризиса и продолжает стабильно расти;

— только благодаря транспорту экспорт услуг превышает импорт;

— растёт создаваемая им часть ВВП;

— сухопутный транспорт является одной из секторов, которые больше всего инвестируют в обновление, т.е. в приобретение новых тягачей, полуприцепов, количество которых бьёт предкризисные рекорды 2007 года.

Росли доходы и количество работников

Данные компании «Creditreform Lietuva» свидетельствуют о том, что с незначительными заминками в транспортных компаниях продолжается рост доходов и количества работников. Если сравнивать 2011 год с 2010, то можно сказать, что доходы выросли в двух третях крупных, средних и мелких компаний (имеющих доходы свыше 1 млн. литов). Кроме этого более чем половина мелких предприятий продолжала увеличивать продажи. Данный рост продолжился и в первом полугодии этого года.

По утверждению Р. Трумпы, на заре кризиса (II полугодие 2008 г.) прибыльно работало лишь 47% транспортных компаний, в во II полугодии 2012 г. – уже 74%. Сектор международных перевозок менее концентрирован, чем все прочие отрасли предпринимательской деятельности, тем не менее, с начала 2012 г. заметен рост компаний – большая часть доходов всё ещё приходится на средние и крупные предприятия. И всё же концентрация в транспортном бизнесе отличается от концентрации компаний, работающих на внутреннем рынке. «В транспорте крупные фирмы не отталкивают более мелкие «на обочину», а обгоняют медленно растущие», — говорит Р. Трумпа. По его словам, количество мелких предприятий в секторе перевозок уменьшилось и потому, что часть их перешла в разряд средних, а некоторые средние стали крупными».

В секторе дорожного транспорта и экспедиторской деятельности замедлилось возникновение новых фирм. Одной из причин этого стали более высокие барьеры для входа на рынок – не каждый способен приобрести новое транспортное средство в рассрочку или иметь достаточно оборотного капитала (что важно для экспедиторов). Говоря об уникальности транспортного бизнеса, Р. Трумпа замечает, что особенность транспортного бизнеса заключается в меньших кредитных рисках не для крупных, а для средних компаний. Именно такие фирмы развиваются в основном за свои, а не за банковские средства.

Транспорт приобретался за счёт кредитного капитала

Р. Трумпа обращает особое внимание на тесную взаимосвязь риска и роста. «Владельцы транспортных компаний обязаны принимать сложные инвестиционные решения. Перевозчики не будут расти, если не будут расширять свои парки за счёт лизинговых средств, а те, кто будет приобретать автомобили через лизинговые компании, должны будут принять на себя дополнительны риск», — говорит эксперт. В середине 2012 г. часть автопарка, принадлежащая 700 крупнейшим и средним по размеру предприятиям, выросла с 36% до 47%. Тем не менее, часть собственного автопарка выросли лишь с 33% до 38%.

Как утверждается в китайской пословице, безопаснее всего в своём порту, однако корабль построен не для того, чтобы стоять в нем. Пока что лизинговый риск оправдывает себя – иногда даже превосходит ожидания. Финансовые показатели тех компаний, которые берут большое количество автомобилей в лизинг, растут очень быстро. Немало фирм, имевших отрицательные показатели по имуществу, за 2 года смогли скопить неплохие финансовые резервы. Как утверждает Р. Трумпа, на практике довольно часть взятого в лизинг транспортного парка за год-полтора сокращается с 60-70% до 30-40%, а финансовые показатели улучшаются. Несмотря на это, показатели ликвидности улучшаются только в тех фирмах, которые замедляют рост, в остальных же компаниях собственный оборотный капитал остаётся минимальным или отрицательным, а зависимость от поставщиков продолжает быть весьма значительной.

По данным «Creditreform Lietuva», клиенты транспортных компаний постоянно обращают внимание на лимиты кредитования. К сожалению, немногие из реально кредитуемых предприятий имеют безупречные финансовые показатели. Нередко фирмы, имеющие лучшие показатели по имуществу, имеют больше активных судебных споров и арестов имущества – и наоборот лишь единицы литовских фирм, не имеющих негативных показателей, могут похвастаться ростом и хорошим финансовым положением. «И поставщики, и перевозчики сидят в одной и той же лодке, если они не будут вас кредитовать, уменьшатся продажи. А это крупный финансовый риск – т.е. либо ухудшатся продажи, либо увеличится количество плохих долгов», — констатирует Р. Трумпа.

На что обратить внимание в 2013 году?

Эксперт из «Creditreform Lietuva», уже не первый год занимающийся анализом транспортного рынка, также поделился информацией о том, на что перевозчикам стоит обратить внимание в 2013 году. Указанные факторы пока что не вызывают значительной опасности, однако наблюдение за ситуацией и её анализ могут помочь принять правильные решения.

1. Тарифы на перевозки не растут уже несколько кварталов, трудовые затраты и «прочие расходы» растут, а затраты на топливо являются непостоянными.

2. На часть транспортных компаний (в особенности на мелкие) может оказать влияние и предполагаемое увеличение размера минимальной заработной платы.

3. Происходит немало судебных споров, ответчиками в которых являются транспортные компании. Две основные группы споров – со страховыми компаниями и работниками.

4. Количество банкротств транспортных компаний меньше, чем в других отраслях хозяйствования. За первые 11 месяцев этого года обанкротилось 84 транспортных компании, для сравнения, в прошлом году за этот же период обанкротилось 103 фирмы. Несмотря на это, количество банкротств экспедиторских компаний заметно увеличилось – в этом году их было 31, в прошлом – всего 18.

5. Растут краткосрочные долги Фонду социального страхования «Sodra», которые погашаются в течение нескольких дней. Должники «расслаиваются» — частота долгов уменьшилась, но их суммы увеличились.

6. В секторе дорожного транспорта часть собственного оборотного капитала для финансирования оборотных средств в разгар кризиса была негативной, а позднее превышала 20%. Часть собственных средств уменьшалась в течение нескольких кварталов и во II квартале составила лишь 16%, однако в III квартале подскочила до 27%. В логистических предприятиях часть собственных оборотных средств на 1 октября составила 65% (год назад – 71%).

7. Краткосрочными долгами чаще всего грешат именно те транспортные компании, которые имеют низкие показатели ликвидности.

8. Экспедиторам необходимо больше оборотных средств – разница между платёжеспособностью покупателей и количеством долгов перевозчикам за год выросла с 9 до 19 дней. С одной стороны – необходимо больше собственных оборотных средств, с другой – в таком случае будет меньше новых конкурентов. Перевозчики в свою очередь будут должны более внимательно следить за финансовым состоянием экспедиторских компаний, особенно открывшихся 3-6 лет назад.

В будущем году экспедиторам не помешает подготовить запасной план на случай, если железная дорога и порты потеряют значительную часть внешних грузов. Конечно же, никто не хочет этого, однако всегда нужно быть готовым к неожиданному повороту событий.

Экспедиторов и перевозчиков, имеющих собственный транспортный парк, спасает то, что большую часть их расходов составляют переменные расходы. Однако фирмам, которые инвестируют лишь взятые в долг деньги, остаётся надеяться лишь на дальнейший рост.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0