Уменьшаются тарифы на перевозки – вторая волна кризиса?

11804

Литовские перевозчики и экспедиторы занервничали: уже несколько месяцев подряд падают тарифы на перевозки, в особенности по маршрутам Европа-Россия, Европа-Беларусь. Транспортное предложение значительно превышает спрос на него – видимо, перевозчики, почувствовав оживление на рынке, уже в прошлом году начали покупать новые грузовые машины. В условиях ценового несоответствия между клиентом, экспедитором и перевозчиком все вертятся, как могут. Другими словами, сражаются за каждый груз, а в худшем случае везут груз дешевле, чем за себестоимость.

 

Россия и Беларусь – 2 литовские соседки – в последнее время не перестают удивлять, а в некотором смысле, и пугать своим поведением наших транспортников. Не секрет, что от политики этих двух стран напрямую зависит большинство литовских перевозчиков и экспедиторов – большая часть маршрутов пролегает через территорию этих государств, поэтому уменьшение тарифов по этим направлениям в значительной мере влияет на транспортный бизнес.

 

Более того, ещё совсем недавно дизельные реки из России и Беларуси казались нескончаемыми, но вот уже 5 июня, как гром среди ясного неба, появилась новость о том, что правительство Беларуси решило увеличить цены на топливо. Один из пунктов данного постановления предусматривает оптимизацию розничных цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, с целью устранения их диспаритета с сопредельными государствами.

 

Валютный кризис в Беларуси постепенно перерастает в топливный. Напомним, что до валютного кризиса литр бензина стоил приблизительно 1 доллар (зам. автора – когда курс рубля составлял 3010 за доллар), а теперь его стоимость составляет несколько больше 1 доллара в валютном выражении, т.е. учитывая изменившийся курс.

 

По словам представителя одного из белорусских НПЗ, если государство заинтересовано, чтобы заводы работали, закупали нефть и приносили в страну иностранную валюту, а также обеспечивали стабильные поставки на внутренний рынок, обязательно нужно вернуться к той цене, которая была до кризиса – 1 доллар за литр.

 

Везу, неважно за сколько


Германия всегда была для перевозчиков, словно лакмусовая бумажка: как только на рынке оживление, она всегда занимала первые места по потоку грузов в Европе. Более того, перевозчики не имели причин жаловаться на расценки за перевозку, например, из Германии и Россия.

 

Попробуем сравнить. Если ещё несколько недель назад перевозчик вёз груз из Гамбурга в Россию за 3600 EUR, то теперь за ту же работу ему предлагают 3000-3100 EUR. Самое интересное, что перевозчики соглашаются даже на такие расценки.  Не будет ли так, что выбор перевозчиков основывается на положительных результатах первого квартала этого года, когда единственной проблемой была нехватка транспорта.

 

Более частыми становятся такие предложения: везти замороженный товар из Бельгии в Москву за 2700 EUR. Перевозчики предупреждают, что если и дальше цены на их услуги будут оставаться на столь низкой отметке, может повториться ситуация 2008-2009 г. – машины, взятые в лизинг, опять окажутся на банковских стоянках.

 

И снова кризис?
 

Многие экономисты не только в Литве, но за границей, прогнозировали вторую волну кризиса, однако на этот раз не в Соединённых Штатах Америки, а в странах третьего мира. Перевозчики всерьёз заговорили о приближающейся кризисной волне в России.  

 

„Неясно, почему так сократились перевозки в Россию. Каждый день по поводу грузов к нам обращается несколько десятков перевозчиков. На данный момент у нас слишком много транспорта: ранее на транспортной бирже предложение было минимальным – 2-3 листа, теперь же – лист со списком грузов, 19-20 листов транспорта. Такая тенденция наметилась уже в начале апреля, в мае было уже совсем сложно. Тарифы по маршрутам Европа-Россия упали приблизительно на 30%. Если в апреле перевозчики везли груз в Москву за 1800-1900 EUR, то теперь груз за 1600 EUR схватят за первые 5 минут,” — комментирует изменившуюся на рынке перевозок ситуацию директор экспедиторской компании „SBF Transportas” Илона Смагураускиене. 

 

Томас Дягутис, акционер логистического и транспортного общества „Axis transport”, также не отрицает, что на рынке случилось нечто непредсказуемое – значительно уменьшилось количество как белорусских, так и российских грузов. “Никто не знает, что повлияло на это: лето или что-то ещё. Расценки на перевозки по маршруту Европа-Россия  упали на 30-40%, а Европа-Беларусь – на 50%. Поэтому идёт борьба за каждый груз”, — отмечает Т. Дягутис. 

 

По его словам, хоть ситуация и сложная, всё равно надо работать: “Ведь не будешь стоять, особенно когда машины лизинговые. Но такие колебания тарифов напрямую зависят от ситуации на белорусском и российском рынках. Будущее и настоящее литовских транспортников зависит от рынков этих стран”.

 

Несколько проще тем перевозчикам, чьи грузовики перевозят грузы из одной страны Евросоюза в другую, однако уже появилась информация о снижении тарифов и на этих маршрутах. Представитель ЗАО „Transtira” господин Гедрюс информирует, что, даже при работе в европейских странах начинает чувствоваться снижение цен за услуги: „Пока что сложно сказать, на сколько упали расценки, однако мы замечаем, что они уменьшаются на протяжении уже 2 недель”. 

 

Не секрет, что обычно при снижении тарифов большинство перевозчиков привыкло обвинять экспедиторов, однако теперь их стрелы направлены гораздо дальше – на соседние страны.

 

Хотят рассчитываться белорусскими рублями


Представительница экспедиторской компании „Baltasis grifas” Людмила Сороко так обобщает сложившуюся ситуацию: экспедиторы не хотят платить такую цену, которую сейчас просят перевозчики. Поэтому приходится возить за меньшие цены или менять маршруты.

 

„Цены на маршруты Европа-Россия в одну сторону снизились приблизительно на 400 литов. Звонишь перевозчикам, предлагаешь цену, а они отказываются за неё везти. Такая ситуация складывается тогда, когда клиент называет одну цену за перевозку своего товара, а перевозчик на это отвечает экспедитору, что хочет получить на 200 литов больше”, — поясняет Сороко.

 

По словам менеджера, есть перевозчики, с которыми можно договориться, но есть и такие, с которыми это невозможно. Транспортных предложений больше чем достаточно, поэтому часто происходит так, что перевозчики не уменьшают своих цен и держат их до последнего момента.

 

Специалисты в области транспорта утверждают, что основная проблема на данный момент – это разница цен между экспедиторами, перевозчиками и клиентами. „Эта тенденция наметилась за 3 последних месяца. Что на это повлияло? Всё: если мы работаем с Россией, а в России праздники, это негативно скажется на нашем бизнесе. Если говорить о Беларуси, то много что изменила теперешняя экономическая ситуация. Бывает и так, что звонят экспедиторы-белорусы и спрашивают, можно ли расплатиться белорусскими рублями”, — так описывает далеко не радужные тенденции Л. Сороко. 

 

О том, что спорной работе мешают финансовые проблемы в Беларуси, говорит и представитель экспедиторской компании „Baltic ferti” Каролис Пиличиаускас.  „Белорусы звонят и просят оплатить наличными, а не банковским переводом. Потом добавляют, что хотели бы получить деньги в евро, иначе им невыгодно работать. Лучшая ситуация у тех литовских предприятий, которые поставляют в Беларусь морские контейнера – чаще всего они имеют постоянных платёжеспособных клиентов. Сложнее тем, кто работает с тентовыми полуприцепами: например, клиент говорит мне, что за перевозку груза из Германии в Беларусь заплатит 1600 EUR, а перевозчик просит 1850 EUR”, — анализирует К. Пиличиаускас.

 

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, становится ясно, что трудности испытывают не только перевозчики. Экспедиторы также ломают голову над тем, как увязать интересы клиента и перевозчика. А сделать это при постоянном понижении цен становится всё сложнее и сложнее. Единственное утешение в том, что ослаб контроль на российской границе из-за двухстороннего разрешения. „Пока что неслышно, чтобы перевозчики жаловались, значит, контроль в некоторой мере ослаб. Никаких визитов в Россию пока не намечается”, — утверждает генеральный секретарь Ассоциации перевозчиков Литвы Альгирдас Баранаускас.  

 

Скачки тарифов  на рынке – хлеб и соль перевозчиков, поэтому те, кто работает в этой сфере не первый год и имеет крепкие деловые связи со своими клиентами, скорее всего, найдут способ выжить. 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 110
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 47
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 56
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 149
0