В Клайпеде – споры из-за дорожных виньеток

14086
В Клайпеде возмущение собственников и водителей транспортных средств вызывает то, что выехав из Свободной экономической зоны (СЭЗ) и заехав на кольцо Яку, они должны платить дорожный налог, даже если едут по этой дороге совсем небольшое расстояние. Кольцо Яку является частью магистральной дороги, поэтому водители без виньеток наказываются. Собственники фирм говорят, что этот порядок нелогичен, и они не намерены мириться с такими решениями государственных организаций.
Три года назад министр транспорта подтвердил опись, в которой указана форма виньеток, требования и порядок их использования и приобретения. Согласно этой описи, водители и собственники транспортного средства обязаны приклеить основную часть действующей виньетки на лобовое стекло машины до того, как заедут на платные магистральные дороги. Так же указываются исключения – в тех случаях, когда прибыв на территорию Литвы и выехав из места загрузки  или местонахождения фирмы нет возможности приобрести виньетку, это необходимо сделать на ближайшей заправке или в другом месте, где они продаются. Налог не применяется, если платная часть дороги используется в качестве объездной дороги, при пересечении платной дороги и на кольцевых перекрёстках. От оплаты магистральных дорог так же освобождены фермеры, когда они едут на своё поле или возвращаются с него. 
С первого взгляда в этом законе нет изъянов, однако посмотрев глубже на проблему использования платных дорог, выяснилось, что в нём немало неразберихи. 
Избежать штрафа почти невозможно
Должностные лица Мобильной группы Департамента таможни Литвы в Клайпеде работают особенно усердно  – избежать штрафа за неуплату дорожного налога почти невозможно. Собственники транспортных фирм говорят, что возле магазина “Ermitažas“, находящегося около дороги Клайпеда-Паланга, действует неофициальный таможенный пост. 
 
«Движение отрегулировано так, что выехав из СЭЗ, попадаешь на кольцо Яку, которое считается магистральной дорогой. Например, если нужно перевезти стройматериалы из порта в “Ermitažas“, приходится из-за нескольких сотен метров покупать виньетку, хотя едешь по объездной дороге города. Дорожный отрезок от кольца Яку до перекрёстка на Кретингу не должен быть платным. Сейчас там постоянно стоят таможенники с биноклем и поджидают нарушителей. Недавно водитель нашей фирмы был оштрафован на 900 лт», — возмущается Артурас Тялмянтас, собственник ИП А. Тялмянто.

По его словам, решение сделать платной всю дорогу Клайпеда-Паланга, которая начинается с кольца Яку, расходится со здравым смыслом. «Платной она должна быть только от перекрёстка на Кретингу, а за окружную Клайпедскую дорогу платить не нужно. Где это видано – во всей Европе объездные дороги бесплатные. Ведь не нужно платить за то, что объезжаешь Париж или Мадрид. Например, тягачу нужно попасть в сервис, который находится рядом с кольцом Яку. Для этого необходимо купить виньетку, как и в случае, если на “Opel Combo“  категории N1 едешь купить TIR в “Linavos servisas”.  И не важно, что он находится всего в 500 метров от кольца Яку», — рассказывает А. Тялмянтас.

Он подчёркивает, что финансовые проблемы создаёт даже поездка из офиса в центр города. «На автомобиле “Opel Combo“ по рабочим делам ездим по городу, однако попасть из находящегося на территории СЭЗ офиса, например, на улицу Лиепу – уже проблема, так как мы вынуждены платить 20 лт за виньетку», — о пробелах в законе говорит транспортник.
А. Тялмянтас говорит, что сейчас водители грузовиков тратят своё время и загрязняют воздух, чтобы избежать этого налога. «Например, если ты частично загружен, и нужно попасть на улицу Лиепу, приходится до неё ехать по городу. Это занимает полчаса времени, а если бы ехали прямо в сторону Паланги, поездка заняла бы 7 минут», — говорит собственник индивидуального предприятия.
 
Генеральный директор ЗАО  “Vitransa“ Видас Аугайтис согласен с А. Тялмянтасом. «Дорога от СЭЗ должна быть бесплатной хотя бы до знака города, так как нет другого пути в город, как только через кольцо Яку. Я согласен с идеей, что дорожный отрезок от кольца Яку до поворота на Кретингу должен быть бесплатным. Нас не наказывали, потому что всегда покупаем виньетки. Страдаем не только мы, но и те, кто едет на наши склады. Для того чтобы проехать 100-метровый отрезок, необходимо потратить 20 лт. Ассоциация перевозчиков Литвы “Linava” и Дирекция автомобильных дорог Литвы должна решать эту проблему», — размышляет В. Аугайтис.
Возмущаются напрасно
Директор Департамента дорожного транспорта Литвы Шарунас Баублис придерживается мнения, что восприятие Клайпедской проблемы является неадекватным по отношению к принятым законам. «Транспортники преподносят проблему таким образом, что создаётся впечатление, будто кто-то кого-то обижает, и собранные деньги идут в чей-то карман. Налоги устанавливает государство, и они идут в государственную казну. Все, кто пользуется инфраструктурой,  должны за неё заплатить», — объясняет представитель Министерства транспорта.
Собеседник подчёркивает, что во всей Европе пользователи дорог платят в несколько десятков раз больше, чем в Литве. «Они платят за каждый километр, а у нас за 20 лт можно ездить целый день. Въезды во многие европейские города так же платные, а в некоторые –  так называемые «зелёные» – города вообще нельзя заезжать. Ситуация в Литве не самая худшая. Платными являются лишь 18 магистральных дорог», — говорит Ш. Баублис.
На вопрос о том, как он оценивает жалобы транспортников на то, что приходится платить за небольшие расстояния, специалист ответил, что, несмотря на то, что перевозчиков это злит, принятый закон является оптимальным, и не стоит о нём спорить. «Тяжеловесное транспортное средство всё равно выезжает на магистральную дорогу, а не только ездит по городу, так что рано или поздно виньетку приходится покупать.  Транспортники, которые пытаются сэкономить 20 лт и едут по городу, ведут себя нерационально, так как такое поведение поворачивается против них – они сжигают больше топлива, загрязняют город. Мне кажется, что это какое-то принципиальное решение – не платить. Отвечаю формально – если на отрезке магистрального пути есть заправка или другая точка продажи – приобрести виньетку необходимо. Я не могу трактовать этот закон ни шире, ни уже», — утверждает Ш. Баублис.
По его словам, литовские перевозчики путём переговоров получили немало благоприятных условий.  Вначале было предложено ввести только годовую оплату дорог, однако, приняв во внимание пожелания перевозчиков, решено позволить приобрести виньетку на год, месяц и день.
«Во многих странах ЕС местные перевозчики могут приобрести только годовую виньетку. Мы тоже предлагали, чтобы срок действия виньетки был с 1 января до 1 января следующего года, но литовские перевозчики с этим не согласились. Опять нашли общее решение – на данный момент годовая виньетка действует один год с момента её приобретения. Это большая помеха для нас, так как мы планировали, что все виньетки будут одного цвета. Это облегчило бы работу контролирующих должностных лиц – они могли бы издалека видеть, есть у транспортного средства виньетка или нет. А сейчас виньетки двух цветов», — говорит представитель Министерства транспорта.
Ш. Баублис уверяет, что если исключений станет еще больше, найдутся те, кто будет злостно не платить налогов. «Невозможно всем угодить, но если этот документ был принят, значит, общее решение было найдено», — резюмирует специалист.

Стотысячные суммы штрафов
По данным  Таможенного департамента,  в прошлом году за неоплаченную езду по магистральным дорогам было назначено 365 000 лт штрафов. По словам представителя Таможенного департамента Алоноса Ритваса, если водитель в течение года не был наказан за аналогичные нарушения, обычно применяются минимальные штрафы. В зависимости от категории транспортного средства они достигают от 600 до 1200 лт.
Комментируя жалобы транспортников на дорожные налоги в Клайпеде, А. Ритвас говорит, что Мобильная группа Таможенного департамента работает хорошо и наказывает по закону. «Если перевозчики считают, что их наказали незаконно, они могут обжаловать такое решение. На мой взгляд, их предложение сделать некоторые отрезки магистральной дороги бесплатными – обосновано. Если такое решение будет принято, Таможенный департамент будет его соблюдать», — говорит А. Ритвас.
 
Представители Государственной дорожно-транспортной инспекции  Литвы  (VKTI) Клайпедскую проблему комментировали очень лаконично. Директор Департамента Клайпедского региона Ромас Валявичюс говорит, что VKTI не проводит контроль на выезде из СЭЗ и заезде на кольцо Яку. «Какой категории принадлежат дороги, VKTI тоже не устанавливает», — обобщает Р. Валявичюс.
Пока одни организации уверяют, что проблема оплаты дорог не входит в их компетенцию, а другие – читают закон только так, как он написан, и не углубляются в нюансы, литовские перевозчики, стиснув зубы, покупают виньетки. Потому что боятся, что их в очередной раз накажут.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 152
0