Водителей на рынке хватает, хороших работодателей – нет?

vairuotojas

Не первый год руководители литовских транспортных компаний криком кричат о том, что на рынке не хватает водителей, что очень трудно найти профессионального водителя, не имеющего вредных привычек. В это же время сами водители дальних рейсов констатируют – «водителей достаточно, нет работодателей, которые бы уважали водителя, хорошо бы к нему относились и платили соответствующую зарплату». «Охота на ведьм» продолжается, поэтому мы, уже зная позицию работодателей, решили поинтересоваться, с какими проблемами сталкиваются водители дальних рейсов и как их решить.

В редакцию CargoNews часто звонят водители, обиженные нечестными действиями работодателей, и рассказывают о подобных проблемах. Недавно к нам обратился водитель дальних рейсов Ромас, работающий в одной из транспортных компаний г. Каунаса, и рассказал об особенностях своего общений с работодателем. Тем не менее, как утверждают представители профсоюзов, подобная ситуация в транспортном секторе является достаточно распространённой.

«Ни привязать, ни отпустить»

Ромас рассказал, что его работодатель вопреки договору и желанию самого водителя заставил последнего пробыть в Германии 9 недель, вместо оговорённых 6. В течение этого времени водителю не была переведена ни зарплата, ни суточные. «Я чувствовал, что меня не привязали, но и не отпускают – я не мог не только вернуться домой, но и хлеба купить», – жалуется водитель. Ромасу пришлось обратиться в государственные органы, которые помогли ему как можно быстрее вернуться в Литву. Позже ему удалось истребовать свою зарплату.

Мы связались с Кястутисом Юкнисом, председателем профсоюза «Sandrauga», который защищает интересы работников. По словам председателя, зачастую происходит так, что водителей отправляют в рейсы, а потом увольняют. Такие ситуации, в которых за водителя ходатайствуют профсоюзы, нередко доходит до Верховного суда, в котором выигрывает водитель. «В последнем деле водителя специально не отправляли в рейсы, его дискриминировали, создавали для него различные невыгодные условия. по решению апилинкового суда Шяуляйского района водителю была присуждена компенсация за материальный и моральный ущерб, однако это решение нас полностью не устраивает, поэтому мы собираемся его обжаловать. Здесь, как и в некоторых других фирмах, целью было выжить водителей, которые не боятся постоять за свои права», – иллюстрирует ситуацию К. Юкнис. председатель профсоюза водителей Рамунас Нарбутас говорит, что эту проблему можно решить путём неотправления в рейс без копии приказа, а также путём описания всех процедур в коллективном договоре. Если работодатель опаздывает выплатить зарплату, то с 7 дня начинается начисление пени размером 0,07% за каждый просроченный день. Однако сколько водителей знает об этом и может воспользоваться этими знаниями?

Средства труда – роскошь или необходимость?

Трудно представить себе работу водителя дальних рейсов без навигационной системы, кондиционера или радиоприёмника. Тем не менее, встречаются случаи, когда работодатель, обязавшийся по договору обеспечить водителя всеми необходимыми средствами, «забывает» о своих обязанностях. Так случилось и с нашим водителем Ромасом, в тягаче которого не работала вентиляция, и не было навигации. Работодатель же предложил ему приобрести всё это за свой счёт.

Председатель профсоюза «Sandrauga» шокирован. «Навигация является средством труда, которое необходимо водителю так же, как и транспортное средство. Работодатель так может и шины с автомобиля снять и предложить водителю самому их купить, если тот хочет ехать в рейс… Система вентиляции не менее важна. Работодатель обязан отвечать за безопасные условия труда», – возмущается К. Юкнис. Председатель другого профсоюза Р. Нарбутас согласен с коллегой, отмечая, что либо в трудовом, либо в коллективном договоре необходимо определить, какими именно средствами труда работодатель должен обеспечить водителя. «Если написано «создаёт необходимые условия», это позволяет делать различные выводы – может, хватит и карты, а не навигационной системы? А может достаточно открыть окно, а не пользоваться кондиционером?» – риторически спрашивает Р. Нарбутас. На его взгляд, некоторые работодатели считают такие условия работы водителя, при которых он обеспечен всеми средствами труда, комфортными, а не нормальными.

Кто заплатит штраф за перевес?

Транспортникам хорошо известно, что за массу груза, которая, как правило, не должна превышать 24 т, несёт ответственность водитель. «Я тотчас же проинформировал своего работодателя о перевесе, на что он мне всё равно приказал ехать в Германию и даже не думать о выгрузке части груза», – рассказывает Ромас. На той неделе Ромасу не повезло. Мало того, что его остановила транспортная инспекция, ему также пришлось почувствовать себя униженным и без вины виноватым. Вернувшись в Литву, водитель узнал, что штраф, полученный за перевес, будет высчитан из его зарплаты.

К. Юкнису очень хорошо известна «система высчитывания», так как очень часто из зарплат водителей высчитывается стоимость топлива, суммы штрафов, ущерб, причинённый транспортному средству. «Если работодатель приказывает водителю ехать с перевесом, последний должен зафиксировать эту ситуацию: или иметь свидетелей, или сделать копии документов. Имея на руках доказательства того, что работодатель ответственный за перевес, водитель сможет истребовать у него сумму штрафа, высчитанную из зарплаты или суточных», – предлагает председатель «Sandraugа» в качестве решения проблемы. И всё же это не единственный способ «самозащиты» в такой ситуации. Зная о превышении массы груза, водитель обязан об этом письменно проинформировать отправителя и работодателя и указать, что не поедет без письменного указания. «Получив указание перевозить такой груз, водитель должен проинформировать транспортную инспекцию. Так работодателю грозит лишение лицензии, а водителю – увольнение», – говорит Р. Нарбутас. По утверждению председателя профсоюза водителей, работодатель не имеет права высчитывать сумму штрафа из зарплаты водителя, кроме случаев, если внутренние правовые акты фирмы запрещают превышать массу груза, а работодатель на словах приказывает иначе. На практике в таких случаях уменьшается норма суточных, однако если водитель, отправляясь в командировку, потребует копию приказа, где указана сумма суточных, у работодателя не останется поля для манёвров.

Зарплаты…

Система оплаты труда водителей – одна из самых болезненных проблем на сегодняшний день. Водители получают зарплату, установленную трудовым договором, а также суточные, которые составляют ещё 2-3 суммы установленной заработной платы. Когда водителя не отправляют в рейс, или если он болеет, все социальные выплаты зависят от размера официальной зарплаты. По словам представителей профсоюзов, работодатели злоупотребляют выплатой суточных, а Правительство смотрит на это сквозь пальцы. «Всё изменится тогда, когда водитель поймёт, что ему должны платить зарплату и суточные, а не оплачивать километры или рейсы. В последнем случае всегда существует опасность не получить всех денег за рейс», – констатирует Р. Нарбутас. Он рекомендует водителям каждые 6 месяцев письменно обращаться к работодателю за получением справки о начисленной и выплаченной заработной плате и прочих выплатах (форма A1-319, подтверждённая министром труда и социальной защиты Литовской Республики). «Изучив справку, водитель увидит, соответствует ли его реальное время работы указанному в справке, соответствуют ли начисленные и выплаченные суммы. Так можно внести ясность в ситуацию, и работодатель не сможет что-нибудь изменить задним числом», – советует Р. Нарбутас, добавляя, что не стоит работать на такого работодателя, который нарушает твои права, И это только вопрос времени, когда он обманет водителя или заставит его заниматься неправомерной деятельностью либо оставит без зарплаты, а в худшем случае обвинит в нечестной работе и нанесённом ущербе.

Интересы водителей активно защищают профсоюзы

Это лишь несколько проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются водители дальних рейсов. Не зная, как правильно повести себя в той или иной ситуации, водители должны самостоятельно искать информацию о решении проблем. Председатели профсоюзов советуют водителям объединяться в союзы, которые будут решать их проблемы, ведь один в поле не воин. Каунасская «Sandraugа» каждый четверг проводит бесплатные консультации, во время которых водители могут получить необходимую им информацию и юридические советы.

Решение споров между водителями и их работодателями должно измениться с 1 января 2013 г., когда при отделах территориальных бирж труда начнут действовать комиссии по решению трудовых споров, состоящие из представителей биржи труда и профсоюзов. В эти комиссии можно будет обращаться только при наличии трудовых отношений. После прерывания трудового договора придётся обращаться в суд, как и сейчас.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в первом квартале 2024 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-05-15 1 137
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 49
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 59
0