Зимние шины для грузовика — за или против?

10992

Каждый год по мере приближения холодного зимнего сезона эта тема выбора зимних шин вызывает всё новые и новые дискуссии. Об этом пишутся новые статьи и снимаются новые репортажи, однако редко учитывается важнейший аспект – различия метеорологических условиях в разных европейских странах. В этой статье мы представим читателям полную информацию об особенностях вождения грузовиков в зимний сезон и разных требованиях в странах Евросоюза, обратим внимание на особенности зимних шин, снеговых цепей и прочих вспомогательных средств, помогающих избежать рискованных ситуаций на дороге.


С появлением первого снега немало автомобилей и даже профессионально управляемых грузовиков становятся препятствиями на дороге, останавливаясь поперёк неё или съезжая на обочину.


В первую очередь нужно обратить внимание на различные особенности управления легковым и грузовым автомобилем в зимних условиях. Зимние шины легковых автомобилей изготавливаются из значительно более мягкой резины.
 

Однако эта технология не подходит грузовикам, нагрузка на ось у которых гораздо больше. Более того, распределение силы тяги у грузовика и легкового автомобиля отличается. В популярных составах седельных тягачей с колесной формулой 4х2 тяга обеспечивается единственной ведущей осью.


Кроме того, часто нагрузка на ведущую ось составляет 11 или 12 т, однако при этом сама ось должна обеспечивать силу тяги, нужную для преодоления подъёма с грузом массой 40 т. Успех в этом случае обуславливает 2 основных фактора, обеспечивающих оптимальное сцепление ведущей оси зимних шин с покрытием дороги, — это соответствующая нагрузка на ось и профиль протектора шины.
 

Без соответствующей нагрузки даже самый лучший профиль не сможет гарантировать нужной силы тяги в экстремальных случаях. И наоборот — сношенные шины не гарантируют нужного сцепления с дорожной поверхностью, поэтому автосостав не сможет преодолеть снежного и, тем более, слегка обледеневшего подъёма.
 

Как обеспечить оптимальную силу тяги на заснеженной дорожной поверхности?
 

Желая использовать оптимальную силу тяги грузовика, нужно обязательно обеспечить как можно лучшее сцепление с заснеженной дорожной поверхностью. Для этого следует, во-первых, разместить груз так, чтобы как можно больший вес приходился на ведущую ось. Во-вторых, надо позаботиться, чтобы протектор шин ведущей оси имел как можно более глубокий профиль. Чем глубже протектор, тем лучше сцепление с заснеженной дорогой.
 

В большинстве стран на ведущей оси должны быть зимние шины M+S (нем.  — Schnee und Matsch — снег и грязь). Такие шины согласно указу Министерства связи и транспорта являются обязательными и в Германии, однако при отсутствии снега их эксплуатация не обязательна.
 

При неблагоприятных погодных условиях (снег или гололёд) за проезд на тягаче без зимних шин в Германии, например, полагается штраф суммой 40 евро.
 

Если при таких условиях возникает угроза безопасности движения, то штраф увеличивается в 2 раза, а водителю насчитывается одно штрафное очко.


Различные требования в странах ЕС
 

В Австрии существуют несколько более строгие правила. В землях Германии достаточно иметь шины M+S с глубиной протектора 1,6 мм, в то время как в Австрии обязателен как минимум 5-миллиметровый профиль.


И вообще, требования в европейских странах очень различаются. К примеру, в России достаточно миллиметровой глубины протектора, такое же требование действует во Франции.
 

Более строгие требования, чем в Австрии, предъявляются в Македонии — здесь обязательна как минимум 6-миллиметровая глубина профиля протектора. На Балканах вообще очень много своеобразных требований. В качестве обязательных дополнительных средств в Македонии, Боснии и Сербии используются снеговые цепи и совки, а в Боснии в тягачах нужно иметь ещё и ящик или мешок с песком.
 

Снеговые цепи на заснеженных дорогах также необходимы в Норвегии и Венгрии, и даже при благоприятных погодных условиях грузовики здесь должны иметь 7 цепей для 5 осей.
 

Снеговые цепи для грузовиков также обязательны на некоторых горных участках дорог Швейцарии. Подобный порядок действует в Италии, Греции, Португалии, Румынии и Чехии.


Специальные зимние шины с повышенным сцеплением
 

Каждый год производители предлагают владельцем тягачей специальные зимние шины, чьё сцепление с дорожной поверхностью даже при плохих погодных условиях намного более эффективное, чем у шин M+S.


Эти шины отличаются не только особо глубокими протекторами, но также специальным ребристым контуром, обеспечивающим значительное сцепление с дорожной поверхностью и при движении, и при торможении.
 

Специальные шины с таким глубоким профилем рекомендуется эксплуатировать в регионах, где господствуют неблагоприятные погодные условия с частыми осадками и морозами, а также в гористых местностях.
 

Типичным примером являются дороги в Шварцвальде (Германия), в Альпийском регионе, на заснеженных и обледеневших маршрутах Германии.
 

Выбор шин с углублённым профилем протектора и увеличенным сцеплением, предназначенных для суровых зимних условий, достаточно широк. Производители предлагают даже очень специализированные шины для обледеневших дорожных поверхностей: „Michelin XDW Ice Grip“ или „Continental Scandinavia“.
 

Как избежать аварийных ситуаций


Хоть производители шин демонстрируют лучшие свойства своей продукции, на европейских автомагистралях всё ещё действует правило: от особо сильного снегопада и вьюги или от гололёда не спасут даже самые лучшие шины.
 

Если метеорологические условия резко ухудшаются, начинается обильный снегопад или прогнозируется вьюга, примите рациональное решение: остановитесь на ближайшей стоянке и подождите, пока дорожные службы не очистят дороги с помощью специальной техники.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено о ситуации в четвёртом квартале 2023 г.)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-02-06 1 111
0
electric_truck

Опыт норвежских перевозчиков: в холода пробег электрогрузовиков падает минимум на треть

Норвежской отраслевое издание провело опрос среди перевозчиков, использующих электрические грузовики. Основной вопрос: с какими проблемами они сталкиваются при эксплуатации электрогрузовиков в зимний период?

2024-01-11 48
0
1275654

«Укрзализныця» и LTG Cargo завершили тестирование нового интермодального маршрута

АО «Укрзализныця» и транспортная компания LTG Cargo, входящая в группу Литовской железной дороги (Lietuvos geležinkeliai, LTG), успешно провели тестирование нового интермодального маршрута перевозки грузов Клайпеда – Каунас – Киев. Об этом Логист.Today узнал из сообщения, опубликованного пресс-службой АО «Укрзализныци» (УЗ).

2023-11-17 58
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 151
0