Интерпретации против дискриминации

transporto-inspekcija

За последние два месяца вице-президент Еврокомиссии (ЕК) и Еврокомиссар по транспорту Сиим Каллас выступил по меньшей мере с двумя разъяснениями, направленными на внесение ясности в практику применения директив ЕС. Одно из них касается контроля габаритов автопоездов, второе – использования евровиньеток в качестве платежного средства за пробег по автобанам. Обе они направлены против чрезмерной самодеятельности и дискриминации зарубежных водителей.

Исключения по правилам

Первое разъяснение Каллас изложил в середине июня в письме, направленному председателю комитета по транспорту и туризму Европейского парламента Б. Симпсону, а также Международному союзу автомобильного транспорта. В нем идет речь о «Директиве о весе и габаритах транспортных средств…» (директивы 96/53 от 1996 г.).

Напомню, что эта директива эта устанавливает максимальную ширину 2,6 м. для рефрижераторных транспортных средств и 2,55 м. для прочих. Максимальная длина допускается:

• 12 м. для автотранспортных средств

• 12 м. для прицепов

• 16,5 м. для сочлененных транспортных средств (грузовики)

• 18,75 м. для автопоездов

Кроме того, критерий маневренности, специально разработанный для автопоездов и сочлененных транспортных средств, гласит, что любое автотранспортное средство или комбинация транспортных средств, при движении, должны быть способны совершить поворот в пределах круга, ограничиваемого внешним радиусом в 12,5 м и внутренним радиусом в 5,3 м.

В отношении длины грузовика и прицепа введено дополнительное требование, а именно груженая максимальная длина в 15,65 м. Это должно предотвратить использование транспортных средств с чрезвычайно короткими кабинами водителя, для загрузки большего количества грузов, что в результате уменьшает безопасность и ухудшает рабочую обстановку для водителя.

Каллас перечисляет три ситуации, когда допускаются отступления от этих норм.

• Первое отступление касается перевозки неделимого груза. В таком случае для пересечения границы требуется специальное разрешение страны, на чью территорию входит автопоезд;

• Второе отступление касается модульных перевозок (то есть перевозки нестандартных грузов) в случаях, если требования к инфраструктуре позволяют это. Использование таковых в настоящее время разрешено в Финляндии и Швеции, и опробовано в Дании, Нидерландах и некоторых немецких землях;

• И, наконец, третье отступление касается пути, который является частью судебного разбирательства. Оно должно иметь локальный характер, и ограничено во времени.

В разъяснениях обращается особое внимание, что должно быть никакой дискриминации между перевозчиками из государств-членов ЕС и вне него. А сами исключения не должны превращаться в нормы. При этом каждое государство вольно допускать или не допускать исключения на своей территории, исходя из местных условий.

В заключении говорится, что ЕК намеревается предложить до конца этого года ограниченные поправки к другим характеристикам автомобиля, в частности, к дизайну кабины и аэродинамичности машины.

Смена ориентации

В середине мая Каллас также представил рекомендации, связанными с практикой распространения «евровиньеток» как платежного средства. Они стала формой повременной оплаты за использование дорог европейского значения, своего рода проездным, где размер оплаты в определяющей мере зависит от продолжительности срока действия. Впервые евровиньетки в Европе появились в 1996 – их ввели страны Бенилюкса, Дания и Швеция, и распространялись на машины весом свыше 12 тонн. С 1 октября 2008 эти страны с бумажной виньетки перешли на электронную. В 2003 их примеру последовала Германия, но уже в следующем году отказалась, перейдя на спутниковую систему. Из стран Балтии первой о намерении перенять эту практику с 2009 заявила Латвия, но с началом кризиса с идеей забуксовала и теперь уже речь идёт только о 2014 годе.

Этот опыт позитивно оценили в ЕК, которая в 1999 приняла даже специальную «Директиву по евровиньетке» (ДЕ), в которой четко регламентировала практику их применения. В июне прошлого года Европарламент одобрил поправки к ДЕ, распространив их действие и на автомобили, масса которых превышает 3,5 тонны. Кроме того, в директиву введен принцип «кто загрязняет, тот и платит». При этом расширена и география их применения: пошлины теперь распространяются не только на Европейскую транспортную сеть (TENT-T), но и на все главные междугородные дороги. Если страна Евросоюза намеревается применять пошлину только к грузовым автомобилям общей массой свыше 12 тонн, то она должна сообщить об этом ЕК.

Но это все касается коммерческого транспорта. А вот применительно к частному (не только легкому – любому) четких правил нет. Хотя некоторые страны уже стали применять виньетки и в отношении такового. Сегодня это практикуется в семи странах — Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении и Чехии; Бельгия; Нидерланды и Дания также рассматривают такую возможность.

Поводом для рекомендаций ЕК послужили жалобы на дискриминацию зарубежных водителей, которые время от времени поступают в связи с расширением сферы деятельности ДВ.

Как она проявляется? В том, например, что виньетки начинают предлагать только на длинные сроки: полугодовые, годовые. Это выгодно для местного водителя, поскольку обычно, чем дольше срок «проездного», тем дешевле в расчет берутся километровые тарифы. Но они заставляют переплачивать иностранца, который, вполне возможно, вообще никогда больше не поедет в эту страну. И поэтому ему подходит виньетка недельной продолжительности. Это то же самое, как туристу покупать месячную карточку для проезда в трамвае вместо одноразового талона. Обычно ЕК на такие попытки реагирует быстро и строго. А они бывают: в 1996 Австрия попыталась ограничиться выпуском только годовых виньеток, а в 2008 Словения, предлагавшая минимум полугодовой «проездной».

Обращается внимание в «Рекомендациях» и на разницу в тарифах, которые закладываются при расчетах «проездных» разной продолжительность – чтобы разброс между минимальной (неделя) и максимальной (год) не был завышен.

В документе опубликована таблица, в которой приводятся различия в средних ежедневных тарифах между кратчайшими и самыми длительными сроками виньеток.

Цена в 2012ВенгрияАвстрияРумынияСловакияБолгарияЧехияСловения
Краткий срок виньетки€1.03€0.80€0.43€1.00€0.71€1.24€2.14
Самый длительный срок виньетки€0.41€0.21€0.08€0.14€0.09€0.16€0.26
Разница между кратким и долинным сроками2.53,85,67,37,77,68,2

Как видим, максимальная разница (в Словении) – 8,2 раза. ЕК предлагает зафиксировать эту величину как максимально допустимую. А в качестве примера указывается, что максимальное соотношение тарифа для грузовиков, разрешенное ДЕ, составляет 7,3 раза от среднего ежедневного тарифа.

Примечательно, что в Брюсселе явно охладели к самой системе виньеток. В 2009 на весенней сессии Международного союза автомобильного транспорта она была подвергнута довольно резкой критике, и уже говорилось о целесообразности перехода к покилометровой системе платы за проезд. Тем более что возможности спутниковых навигаторов этому способствуют.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 1 010
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 45
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 154
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 172
0