Проезд за деньги (4 – Платные дороги в Казахстане)

mokami-keliai

В Казахстане платные дороги (ПД) еще только планируются. При этом рассматривается возможность вводить их и на неальтернативной основе. Мотивация простая: если будут бесплатные дублеры, многие станут ими пользоваться. И при низкой интенсивности движения окупаемость ПД окажется под вопросом.

О ПД в Казахстане заговорили еще в мае 2008 г., когда парламент принял поправки к законам, позволяющие концессионерам вводить плату за проезд до того, как дорога будет возвращена государству (максимальный срок концессии — 25 лет) .В марте 2010 г. правительство утвердило «Программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010–2014 годы», содержащую список дорог, которые следует передать в концессии. Так в список предполагаемых ПД вошли Большая Алматинская кольцевая дорога, трассы «Астана Караганда», «Алматы – Капчагай», «Алматы – Хоргос» и «Алматы — Иссык Куль». Впрочем, тема эта в общественном эфире не афишировалась.

О первом конкретном проекте было объявлено в начале 2011 г. Речь идет о 220 километровом участке «Астана — Щучинск» на дороге «Астана-Петропавловск». Ее собираются сделать платной на 20 лет. При этом, как заверил в свое время министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев, плата будет одной из самых низких в мире – около до 5 тенго за км для легковых и свыше 10 тенго – для грузовых (0,027 и 0,054 евро соответственно). При этом от платы будут освобождены жителей 16 поселков, которые находятся в зоне платного движения и не имеют альтернативной дороги. По подсчетам министра, передача в концессию этого участка позволило бы сэкономить на содержании его около 7 млн. евро в год, прикинули в министерстве.

Впрочем, минтранс пояснил, что тариф будет рассчитываться исходя из полной стоимости каждого проекта, включая стоимость финансирования и план ремонтных работ в течение срока службы.

Однако, воз и ныне там. Его предшественник — министр Абельгазы Кусаинов обещал сделать эту дорогу платной еще в июле прошлого года. Б. Камалиев перенес срок на январь с.г. Однако, новый глава минтранса Аскар Жумагалиев отложил эксперимент вообще на неопределенный срок. Вместо этого он объявила конкурс на работы по устройству электронной системы взимания платы, призванной, по его словам, избавить этот процесс от коррупции.

Аналогичная история произошла и с конкурсом на реконструкцию и эксплуатацию отрезка «Астана-Караганда» дороги «Алматы – граница РФ» ( на Екатеринбург через города Кустанай, Астана, Караганда): намеченный на 31 января с.г. концессионный конкурс в третий раз перенесен на конец этого года «ввиду отсутствия конкурсных заявок».

Неразрешимое противоречие

Неудачи и нерешительность казахских руководителей в раздаче концессий и оборудовании ПД эксперты объясняют рядом факторов. И в первую очередь трудноразрешимым противоречием между стремлением сделать проезд дешевым и сроками окупаемости инвестиций при низкой интенсивности движения на казахских дорогах.

Один из бывших министров транспорта Серик Ахметов в свое время назвал в меджлисе такие цифры: согласно мировой практике, для окупаемости дороги необходим поток в 20 тысяч автотранспортных средств в сутки. На сегодняшний день в Казахстане нет ни одной дороги с такой плотностью. Самая интенсивная трасса в республике «Алматы – Капшагай» в пиковый период имеет проходимость около 15 тысяч машин, и то только в летнее время.

Кстати, именно такими аргументами ему удалось в 2009 г. убедить парламент в том, чтобы из закона изъяли условие, по которому плату за проезд разрешалось вводить только при наличии бесплатных дорог-дублеров. Дескать, при наличии альтернативы нагрузки на автобаны станут еще меньше, и найти желающих брать их в концессию станет невозможно.

Видимо, определенную роль в волоките с введением ПД играет и частая смена транспортных министров, обычно сопровождаемые расследованиями, связанными с коррупцией. Новые назначенцы поначалу действуют робко, опасаясь брать ответственность за не слишком популярные начиная.

Ну, а пока…

В результате при достаточно большой привлекательности Казахстана со стороны иностранного бизнеса в дорожный сектор он идет неохотно. В местных СМИ приводится ответ министерства транспорта и коммуникаций радио «Азаттык», в котором содержится признание, что из множества проектов, перечисленных в программе, пока удалось найти интересантов только на два. При этом некоторые из экспертов подчеркивают, что инвесторов отбивают и политические риски: отсутствие уверенности, что со сменой в перспективе 20-25 лет режима Н. Назарбаева не рухнут договоренности.

Ну, а пока в правительстве примеряются к новому начинанию, в стране все же появилась первая ПД. Правда, неофициально. И ненадолго. В прошлом году все казахские СМИ обошло сообщение о том, что на юге республики, на трассе «Баиркум – Шардара», построенной взамен той, которую затопило при строительстве Коксарайского контррегулятора, появились старый вагончик и грязный канат поперек проезжей части. Объявление рядом с ним гласило, что проезд через шлагбаум легковой машины стоит 1,5 доллара, а фур и автобусов — 13 долларов. Однако, когда журналисты с кинокамерами радостно заявились для сенсационного репортажа, один обитатель вагончика бросился наутек, а второй заверил, что, что деньги здесь никто не берет, а шлагбаум установлен для того, чтобы направлять весь транспорт на объездную дорогу. Ведь по этому участку трассы ездить вообще нельзя, он еще не сдан в эксплуатацию.

Выяснилось, что местные власти об этом бизнесе знали. Тем не менее, дело замяли, так как для возбуждения уголовного дела не нашлось оснований – жалоб со стороны пострадавших.

Справка

Протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет около 148 тысяч километров, из которых общего пользования — более 93 тысяч. В Минтрансе считают, что по своей конфигурации и протяженности сеть дорог общего пользования в республике в основном сформирована. Необходимо построить лишь некоторые связующие участки.

Парк автомобилей характеризуется высоким износом – удельный вес автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации свыше 12 лет составляет 63%, в том числе 57% автобусов, 59% легковых и 84% грузовых автомобилей.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено о больших удобствах в маленькой кабине)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-02-28 1 016
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 46
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 154
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 173
0