Какова вероятность наказаний за недопустимое действие лекарственных препаратов?

thermometer-833085_640

Когда Европу охватывает эпидемия гриппа, вполне естественно, что каждый из нас ищет способы, как предостеречься от этой опасной болезни. Мы начинаем принимать различные лекарства, но не многие из нас задумываются над тем, что некоторые составляющие вещества могут не только иметь побочное действие, но и представлять реальную угрозу безопасности. Об этом обязаны помнить водители, в особенности, если побочное действие принимаемых ими лекарств вызывает сонливость или влияет на реакцию. Следует отметить, что водитель, подверженный этим эффектам, может понести такую же ответственность, как водитель, который находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Насколько велика вероятность быть наказанным?

Санкции – строгие

Как уже говорилось, многие из нас, почувствовав первые признаки простуды или гриппа, начинают принимать лекарственные препараты, позволяющие одновременно лечиться и продолжать работу. К сожалению, такое «самолечение» затягивает процесс выздоровления, а больной человек продолжает оставаться носителем опасных вирусов. Однако, к юридической ответственности подобные действия не приводят. Между тем в ч.6 ст.422 Кодекса административных нарушений (КоАН) говорится, что управление автомобилем, когда водитель находится под воздействием наркотических, психотропных или других влияющих на психику веществ, навлекает на водителя штраф в размере от 300 до 860 евро. Более того – в ч.9 ст.422 говорится, что за подобное состояние водитель должен быть наказан лишением водительских права сроком на 1 – 4 года. Как видим, денежный штраф за управление автомобилем, будучи под воздействием лекарственных веществ, значительно больше, чем штраф за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения (когда концентрация алкоголя в крови составляет 0,4 – 1,5 промилле, штраф может быть в размере 300 — 450 евро).

Попытка избежать проверки (как на трезвость, так и на опьянение от наркотических или лекарственных веществ) оценивается одинаково: за отказ от проверки назначается штраф в размере 1000 – 2000 евро.

Как видим, наказания на самом деле нешуточные. Вопрос другой – как часто они назначаются? Какая вероятность того, что полицейскому удастся определить, что водитель находится под воздействием лекарственных веществ, и водитель будет отправлен на проверку? В таких случаях без лабораторных анализов не обойтись. Если пьяного или подверженного действию наркотиков водителя во многих случаях можно определить невооружённым глазом, то побочное действие лекарственных веществ можно установить только с помощью токсикологического анализа. Определение лекарственного вещества в биологическом материале – одно из наиболее дорогостоящих лабораторных анализов.  В Государственной службе судебно-медицинской экспертизы этот анализ стоит 132,70 евро, в то время как определение концентрации алкоголя в крови – 20 евро. Полицейский – государственный служащий, поэтому он вряд ли позволит себе злоупотреблять таким дорогостоящим, оплачиваемым государством, анализом.

Угроза — реальная

Насколько угрожающими могут быть последствия действия лекарственных веществ? Все понимают, что алкоголь представляет большую угрозу всем участникам дорожного движения.  Точно такую же угрозу представляют и лекарственные вещества. Начнём с того, что на способность управлять автомобилем влияют, в первую очередь, симптомы болезни (в случае простуды или гриппа – насморк, слезящиеся глаза). Если к этому добавить употребляемые для лечения лекарства, то опасность могут представлять успокоительные, антиаллергические препараты (например, «Tavegyl» или антиаллергические вещества, входящие в состав большинства лекарств против гриппа), вещества, подавляющие работу центральной нервной системы (они находятся в таком, на первый взгляд, «безобидном» лекарстве, как «Actifed» – лекарстве от кашля и насморка), антидепрессанты. Мы привели лишь несколько названий из нескольких тысяч потенциально опасных лекарств. В информационных листках некоторых лекарств может быть предупреждение, что побочное действие лекарства может выражаться в головокружении. С юридической точки зрения это не является поводом запретить садиться за руль, так как организм каждого отдельного человека может реагировать не действие лекарства по-разному. Закон не запрещает употреблять медикаменты – закон запрещает управлять автомобилем, если водитель чувствует их воздействие. В информационных листках бывает следующее предупреждение: «если вы почувствовали это побочное действие, не садитесь за руль и не работайте с механизмами».  Если побочных действий нет – наказания не будет. Если они есть, но водителю удаётся их замаскировать – формально наказания тоже не будет, но в данном случае уместен вопрос об ответственности и порядочности водителя по отношению к другим участникам дорожного движения.

Вопрос о действии антидепрессантов гораздо серьёзнее. Результаты некоторых исследований говорят о том, что в Европе употребление этого вида препаратов представляет большую проблему. По данным журнала «British Journal of Psychiatry», в 27-и странах ЕС проживает настоящее «поколение прозака» – 60 проц. жителей европейских стран антидепрессанты употребляют регулярно. В Швеции это число достигает 90 проц. населения, в Литве – примерно 40 проц. Антидепрессанты отличаются широким воздействием на центральную нервную систему, побочный эффект может выражаться в нарушении памяти, ухудшении зрения, головокружении, обморочных состояниях и т.д., поэтому в работе водителей это очень плохой спутник. Если верить статистике, то вероятность встретить на дороге водителя, находящегося под воздействием антидепрессантов, значительно больше, чем вероятность встретить пьяного водителя…

Какова вероятность наказания?

Собеседники редакции CargoNews.lt (представители полиции и судебно-медицинской экспертизы) говорят, что случаи наказания водителей за недопустимое действие лекарственных бывают, но крайне редко. Мария Казанович, старший специалист Отдела административной деятельности и надзора за безопасностью движения в Службе дорожной полиции Литвы, говорит, что степень того или другого рода опьянения сотрудники полиции определяют, руководствуясь формальной методикой. Методика сводится к следующему: от человека исходит запах алкоголя, он ведёт себя неадекватно, его речь бессвязная, движения некоординированные. Это обычные внешние признаки, которые полицейскому дают право потребовать выполнить обыкновенный тест – пройти шаг за шагом по прямой линии и, находясь в неподвижном положении, попасть пальцем в кончик носа (с открытыми и закрытыми глазами. Если подозрения останутся, полицейский может направить водителя на медицинскую экспертизу.

Из сказанного можно делать вывод, что пустые упаковки от таких лекарств, как «Gripex», «Prozac» или «Tavegyl», обнаруженные в кабине автомобиля, не должны рассматриваться как пустые жестянки от пива – разумеется, при условии, что водитель ведёт себя адекватно.

Наибольшую вероятность быть наказанным за недопустимое воздействие лекарственных веществ представляет ситуация, когда водитель стал участником ДТП с тяжёлыми последствиями (т.е. кому-то из участников ДТП были нанесены тяжёлые ранения, кто-то из участников погиб или вследствие ДТП был причинён другой серьёзный ущерб). В таких случаях всех участников ДТП полиция отправляет на медицинскую экспертизу. Не исключено, что полиция может потребовать сдать анализы на обнаружение в организме лекарственных веществ. Судебно-медицинский эксперт Ромас Раудис говорит, что такие случаи бывают, однако, как правило, в крови водителей эксперты обнаруживают следы алкоголя или наркотических веществ, но не лекарств. Как уже говорилось, требование полиции пройти обследование на наличие в крови недопустимых лекарственных веществ (из-за высокой стоимости подобного анализа) встречается крайне редко.

Подводя итог вышесказанному, можно делать вывод, что вероятность быть наказанным за недопустимое воздействие лекарственных веществ существует, но она очень невелика. Во-первых, потому, что человеческий организм уникален, никто не может сказать, какую реакцию вызовет употребление того или иного лекарственного препарата. Во-вторых, для того, чтобы отправить водителя на экспертизу по выявлению в крови лекарственных веществ (с предположением, что они могли повлиять на действия водителя), у полицейского должен быть веский повод – одного только беглого взгляда (как в случае с определением алкогольного опьянения) может быть недостаточно. В-третьих, такой анализ стоит довольно дорого – вряд ли полицейский захочет писать объяснительную записку, почему его предположения должны были обойтись государству в довольно приличную сумму.

Тем не менее, кроме формальных доводов всегда существуют общечеловеческие принципы. Если в силу состояния вашего здоровья вы вынуждены постоянно употреблять какие-то лекарства, но медкомиссия вам подтвердила, что ни прямое, ни побочное действие этих лекарств не влияет на вашу работоспособность и способность обеспечить свою безопасность и безопасность других участников движения – смело отправляйтесь в рейс. Если вам пришлось принять какое-то новое для вас лекарство, то внимательно ознакомьтесь с предупреждениями в информационном листке и сделайте всё, чтобы возможное побочное действие не пришлось испытать, находясь в пути. Не забывайте, что будучи водителем-профессионалом, вы управляете грузовым автомобилем – двигаясь со скоростью 50 км/ч, грузовой автомобиль проходит в секунду примерно 14 метров. Бывают случаи, когда эти секунды и уровень вашей реакции могут стать для окружающих роковыми.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Точка зрения

_MG_9857

Профессиональные водители показывают невероятные результаты экономичного вождения

Пять лет тому назад в Литве состоялся первый чемпионат по экономичному вождению грузовых автомобилей. Эта популярная в других странах идея у нас не только успешно прижилась, но и стала одним из наиболее ожидаемых событий в жизни транспортных профессионалов. Эти состязания давно вышли за рамки игры «преодолей трассу с наименьшими затратами топлива». Некоторые транспортные компании «привязали» экономичное вождение к системе заработной платы – им удалось достичь таких результатов, какие до недавнего времени считались «нереальными» или «недостижимыми». В конечном итоге пользу от таких соревнований почувствовали абсолютно все: предприниматели стали экономить солидные суммы за счёт сокращения затрат на топливо, водители почувствовали повышение зарплат, агрегаты грузовых автомобилей стали изнашиваться меньше и, что очень важно, резко сократилось количество различных инцидентов.

2017-07-27 1 819
0
kompo klaviatūra

Государственная дорожно-транспортная инспекция решила стать катализатором перемен

В середине прошлого года в Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) – одной из основных институций, занимающихся формированием политики в области автомобильного транспорта, подготовкой будущих профессиональных водителей, выполнением контроля за функционированием системы технического осмотра – произошли радикальные перемены. Видмантас Жукаускас, бывший руководитель этого учреждения с момента его создания в 1993 году, покинул свою должность будто бы спасаясь от огня – без каких-либо подробных комментариев. На его место был назначен Робертас Шеренас. Новый руководитель сразу окунулся в работу и долгое время скрывал эскизы намечаемых перемен в тайне.

2017-03-02 2 691
0
pinigas-spaudzia

Выбираем лизинговую компанию: советы специалиста, на что обратить внимание

Финансовый лизинг – одна из наиболее распространённых форм финансирования покупок транспортных средств. Услуги лизинга предлагают не только банки, но и производители грузовой техники (в форме открытия кредитных линий для своих клиентов). Как выбрать лизинговую компанию, чтобы её предложение в наибольшей мере отвечало вашим потребностям? На что, при заключении лизингового договора, необходимо обратить внимание, чтобы не попасть в финансовую или юридическую ловушку?  За консультацией по этим и другим вопросам редакция CargoNews.lt обратилась к Меркису Саукявичюсу, бывшему руководителю одной из лизинговых компаний, а ныне консультанту в области управления закупками.

2017-01-17 878
0
shutterstock_159341516

Дорогостоящий урок за дешёвое страхование: в каких трюках страховщиков скрыты ваши проблемы?

Рекомендаций о том, как представителям транспортного сообщества защитить себя от лавины неприятностей и финансовых проблем, неизбежно появляющихся после аварий или других инцидентов на дорогах, написано несметное количество. К сожалению, от этого не легче. Бесконечных споры, возникающие между перевозчиками и страховщиками, не только нагружают работой суды всех инстанций, но и дают пищу журналистам, пишущим на темы о трюках и махинациях обеих сторон.

2017-01-11 844
2
Tired at the wheel

Качественный сон – обязанность профессиональных водителей

Сон – это не только форма отдыха. Это процесс, во время которого организм должен восстановить силы. Недавно на CargoNews.lt  была опубликована информация о том, что, например, в Польше происшествие, причиной которого стал уснувший за рулём водитель, может считаться нестраховым случаем. Следует отметить, что некачественный сон может усугубить другие опасности, которым в Европе в последнее время уделяется всё больше внимания.

2016-11-21 1 006
0